Сведения о долине Сары-Кол и её населении

Сведения о долине Сары-Кол и её населении
Долина Сары-Кол расположена в Восточном Памире на территории Мургабского района Горно-Бадахшанской автономной области Республики Таджикистан. В настоящее время в долине проживает 15 тысяч человек, 80% из которых являются этническими кыргызами, а 20%-таджиками.
 
Сведения о жизни народов, населяющих эту местность, стали появляться только в XVI веке в письменах отдельных иностранных ученых. С этого времени многочисленные ученые проявляют интерес к этому региону и проводят свои исследования. К сегодняшнему дню о Восточном Памире вышли в свет целый ряд научных, исторических, географических трудов и других исследовательских работ, в которых содержатся различные сведения, мысли о долине Сары-Кол, Памире, о кыргызах и таджиках, живущих в данном регионе.
 
Думается, что для начала будет правильным побольше узнать о долине Сары-Кол или Памире, где проживают эти два народа.
 
Обратимся к одному из трудов, вышедших в последнее время, доктора исторических наук Бектемира Жумабаева «Памир: геополитическая борьба
великих держав», в котором даются сведения о Восточном Памире: «В древних письменах и исторических источниках этот удивительный высокогорный край называли «крышей мира». А древние иранцы называли его Па-и-михр Памир), то есть подножием бога солнца Мидрата. К Памиру относятся территории от горных хребтов Гиндукуша до Гималаев и Тянь-Шань-Алая. Памир и Тянь-Шань нам известен как регион, где всегда господствовали кочевые народы. Здесь были обнаружены места, где человечество впервые оставило свой след 8-10 тысяч лет назад. Археологи исследовали большое древнее поселение людей и доказали, что найденные предметы и угольная зола относятся к 8-му тысячелетию до нашей эры. Здесь же были найдены мастерские по изготовлению каменных орудий и предметы обихода первых здешних людей. Видно, была какая-то тайна у этого края. Иначе как объяснить, что, несмотря на высокогорье (здесь средний уровень земли составляет 3 тыс. метров над уровнем моря), суровые климатические условия и сильные морозы свыше 40 градусов зимой, люди любили свою землю и проживали здесь на протяжении 10 тысяч лет, продолжая свой род и не сменяя её ни на какую другую. По мнению некоторых ученых, Памир сотни веков назад был ниже на 500-700 м. над уровнем моря и здесь была богатая растительность и более благоприятные условия для жизни человека. Позже климат стал суровым и холодным, но люди продолжали жить, считая эти места своей родиной. Они переживают такие же исторические процессы, как и народы Средней Азии На протяжении тысячелетий».(Б. Жумабаев. «Памир: геополитическая борьба великих держав». Бишкек 2009. -С.18-30)

Из истории хорошо известно, что кыргызы являются одним из самых древних народов Центральной Азии. Они проживают на территории современного Кыргызстана и в других странах. Так, кыргызы проживают в таких государствах Центральной Азии как Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Афганистан и на территориях у подножий горных хребтов Сары-Кол СУАР КНР. Об этом в книге ученого Бектемира Жумабаева «Памир: геополитическая борьба между великими державами», в частности, говорится: «В первом тысячелетии до н.э. большую территорию Азии от Алтая до Черного моря, от Сибири до Афганистана, Индию и Памир населяли многочисленные кочевые роды и племена. Их в целом называли саками или скифами. В древних греко-персоязычных текстах их называли саками, сако-тиграхаудами или сако-хаумаваргами. Сведения о саках встречаются довольно часто и в письменных источниках - наскальных письменах Бехистуна, трудах отца истории Геродота, персоязычных письменных источниках. На границе 7 века до н.э. на Памирскую долину стали прибывать большие группы кочевых племен. Эти племена в древних персоязычных письменах называли саки-хаумаваргами, а в античных исторических источниках их называли саки-ашори. В те времена Алайскую долину называли равниной ашорги. Такие большие племена в Памир-Алае называли сако-хаумаваргами.
 
В исторических письменных источниках долина Памира-Алая играла важную военную, политическую и международную роль в Тянь-Шань-Алайском горном массиве. Так как восточные племена, чтобы попасть на запад, широкие долины Мургаба, Памира. Вахана использовали как транзитный путь и шли по берегу реки Кызыл-Суу в западном направлении. Такой путь для кочевников и торговцев был очень удобным. Были хорошие условия для отдыха, выпаса скота в дороге и затем продолжения пути. В письменных источниках об этом регионе говорится, что встречаются разные оборонные сооружения и караван-сараи, связанные с историей кочевых племен и возникновением самых древних государств в Азиатском материке. Горная местность была очень удобной для обороны от врагов и организации засад. Многие военные силы пытались использовать в своих интересах долину Памира-Алая, имеющую международное значение. Никто не мог оставить без внимания транзитный и торговый путь, соединяющий восток с западом. Овладеть им пытались Александр Македонский (4в. д.н.э.), китайские войска У-Ди во главе с Ли Гуанли (104-99 гг. д.н.э.), хоть немного обратить под свое  влияние хотели Судиноран и Ван-Чжен-Сян (654-748 н.э.). В XIV в. путь захватил Тимур и в XIX в. им овладело Кокандское ханство.
 
Памиро-Алайская долина была известна с древности. Она встречается в китайских исторических источниках 2 в. до н.э., где отмечается, что через северо-восточную часть Алайской долины проходил Шелковый путь. В основном, Шелковый путь на территории Кыргызстана проходил через северные и южные части. Его северная часть приходилась на Алайскую долину. Путь начинался в Китае и по долине западной реки через перевал Тегерек-Даван выходил на Ош или Ферганскую долину. А путь, проходящий через юг, китайцы называли Тянь-Шань-наньлу (южный Тянь-Шаньский путь или путь подпирающий Небо, проходящий через горы). Такая коммуникация, связывающая восток с западом, играла важнейшую роль для Памиро-Алайской долины.
 
Великий Шелковый Путь, веками связывая восток с западом, явился основным кровеносным сосудом, давший толчок развитию Евразийского континента не только в экономике и торговле, но и в историко-культурном отношении и взаимодействии цивилизаций.
 
В начале нашей эры вместо древнего сильного государства - Греко-Бактрийского царства формируется государство Великого Кушана. Границы этого государства простираются с юга до берегов Индийского океана, с севера - до Аральского моря и, проходя через Тянь-Шаньские хребты, охватывают Памирскую, Алайскую и Ферганскую долины. Начиная с этого времени и на протяжении многих веков по Памиро-Алайской долине проходил ряд ветвей Великого Шелкового пути, соединяя восток с западом, север с югом, одну цивилизацию с другой. Если сравнивать с «Ранней историей династии Хань», то этот путь «пролегал из Кашкара вдоль реки Кызыл-Суу до Эркештама. Оттуда через перевал Тон-Мурун, долину реки Кок-Суу, по перевалу Терек сходил на Алайскую долину и через Сопу-Коргон, Гульчо выходил на Ферганскую долину. Этот путь назывался Ферганским. Л.Зелинский отмечает, что маршрут этой дороги был известен еще задолго до VI-VIII веков. Дорога Фергана - Кашкар упоминается в древних китайских источниках - в «Исторических писаниях» Сыма Цяня, также в «Ранней истории династии Хань» и «Поздней истории династии Хань» (202 г. д.н.э,- 25 г. н.э.). Известно, что по этому маршруту в XVIII-XIX веках проходил и русский путешественник Ф. Ефремов.
 
Второй маршрут пролегал в направлении Каратегина. Он тоже начинался с Кашкара и через перевал Тон-Мурун по Чон-Алайской долине следовал до Каратегина, далее в Файзабад и Термез через реку Аму-Дарья и дальше уходил на запад. Это направление еще называли Шугнанским направлением, которое проходило через Жаркент, Таш-Коргон, Мургаб и по озеру Аличур-Гунт-Шива шло в сторону Файзабада и Балхта. Караванные пути Восточного Памира отличались невысокими перевалами и изобилием кормов у дороги. В китайских летописях, в частности, в «Истории династии Тань», написанной в VII веке н.э., Цунлун так описывает Памирские горы. Богатые лугом склоны с южной стороны граничат с высокими белоснежными горами, простирающимися с севера до самого Балхаша. Макушки вершин устремляются ввысь на сотни метров, на склонах которых всегда лежат вечные снега.
 
Первые сведения о Памире принадлежат китайскому путешественнику Сюань-Цзану. Он был видным приверженцем буддизма. После широкого распространения этой религии у себя в стране, он отправляется через Среднюю Азию в Индию, к истокам буддизма. Его путешествие проходит через высокие перевалы небесных гор, озеро Иссык-Куль, обогнув которое, по Боомскому ущелью выходит на Ташкент и Самарканд. Оттуда через песчаные пустыни Средней Азии и степи Афганистана достигает Индии.
 
На обратном пути он через Гиндукуш добирается до Памира и по руслу реки Аксу возвращается в Китай. Назвав Памир По-ми-ло, путешественник так описывает его: «Посреди двух белоснежных горных хребтов стоит трескучий мороз, дует пронизывающий ветер. Зимой и летом здесь идет снег. Днем и ночью беспрерывно шумит ветер. Поверхность земли ровная с мелкими щебневыми камнями.
 
В этих местах не растут плодовые деревья. Кустарники встречаются очень редко. Кругом дикая степь. Нет никаких следов жизнедеятельности человека. В середине долины По-ми-ло расположено озеро Дракона. Вода в нем настолько чистая, что безграничное дно отражается как в зеркале.
 
Спустя шесть веков после путешествия Суань-Цзяня, в 1272 году Венецианский купец Марко Поло прошел от Средиземного моря до Средней Азии именно через Памир. Он в своем путешествии подробно описал климатические условия Алая и особенности долины.
 
«Три дня идешь на северо-восток, поднимаясь все выше и выше по горам, и приходишь на самое высокое место в мире, где по равнине между двумя горами протекает река. Это самые лучшие летние пастбища в мире. Здесь даже самый тощий скот жиреет за десять дней. Тут много диких зверей. Здесь также много диких баранов (архаров), рога которых достигают от четырех до шести пядей. Местные скотоводы делали из них посуду. Из этих рогов делали также ограждения для скота».
 
Если сравнивать, то многое, что писал Марко Поло о Памире, совпадает с писаниями Сюань-Цзяна. «Дальше идешь двенадцать дней по высокой равнине.
 
Эту землю называют Памиром. Здесь нет ни жилищ, ни растительности. Еду надо брать с собой. Из-за высоты и холода здесь и птиц нет. Из-за сильных холодов и огонь не горит, и мясо хорошо не варится как в других местах.
 
Впервые название Памир использовал в 1543 г. выходец из монгольского рода дуулат Мырза Мухамед Хайдардин в своем труде «Тарих-и-Рашиди», имеющее важное значение, как для истории Центральной Азии, так и для истории Кыргызстана. С западной стороны Йоркента расположен Бадахшан. Между ними проходят горы под названием Памир, ширина которых в некоторых местах составляет семь-восемь дней пути» В целом о происхождении названия существуют самые разные суждения. Если одни ученые считают, что оно пришло из древнего санскрита, то другие отмечают, что название Памир возникло от названия озера горы Меру или Уна Меру, что в индийской мифологии означает места проживания богов или центр мира. Известный английский политический деятель, востоковед сэр Генри Роулинсон в работе «Англия и Россия на востоке» проанализировал и обобщил путешествия разных ученых на Памир и выразил свою точку зрения о происхождении этого названия. По его мнению, слово Фан-мир или Фамир означает понятие «страна озер». Как отмечает ученый Страбон, слово «МИР» из санскрита переводится, как море, отсюда происходит слова mare, на латыни, шеег на немецком, тег на французском и море на русском языках.
 
Видимо, существование озер на Памире и послужило таким суждениям ученых. Отдельные ученые считают что, название имеет персидское или тюркское происхождение. Некоторые исследователи утверждают, что Памир относят к тюркскому языку и слово означает Безлюдную Степь.
 
Но многие ученые название Памир связывают с названием фарси Бамии-и-Дуния или Крыши мира. Наряду с этим склоняются к названию по фарси «най -и- бут», что означает «МИР» так, называли Памир в средние века в средней Азии. Потому мифическое название «МЕРУ больше подходит в версии «ПАИ и МИР» как пишет Керзон. Словом ученые, начиная с арабского языка и заканчивая тюркским, никак не могут придти к общему мнению по возникновению названия. Памир с давних времен населяли разные народы и говорили они на разных языках. И поэтому воды и другие местности назывались по-разному. Начиная с древнего санскрита, топонимы имеют разные названия на кырыгызском, иранском и таджикском языках. Если в высокогорье проживают кыргызы, то на востоке и юге Памира в горах Сары-Кола проживают малочисленные иранцы, которые говорят на памирском языке, а на западной части Памира живут люди, говорящие на таджикском языке.
 
Вот эти два фактора определяют характер рельефа и языкового происхождения географических объектов, а также географических названий.
 
Ученые, исследовавшие топонимы на Памире, сталкиваются с тем, что многие топонимы с разными названиями по-ирански, по-кыргызски и no-тюркси. Таких топонимов немало. Если их сравнивать, то больше всего кыргызско-тюркских топонимов, отмечает Д.И.Эдельман. Топонимы в Восточном Памире в своем большинстве связаны с кыргызским языком. Северную часть Памира с долиной Сары-Кол местные жители называют Сар-Кол. «Сар» с таджикского означает высокая часть горы или с языка «ягноб» означает горный перевал. А слово «Кол» происходит из моногольского -долина. Если говорить обобщенно, то «Кол», очевидно, означает «долина высоко в горах». Топонимические названия в восточном Памире тесно связаны с образом жизни кыргызов и с окружающей средой и поэтому имеют кыргызские названия. В основном их можно разделить по смыслу на несколько групп. Оттого, что памирские кыргызы вели кочевой образ жизни, занимались скотоводством и охотой, часто встречаются такие топонимы как Мин-Теке (тысячи козерогов), Белен-Кийик (готовый архар), Теке-Чапты (убить козерога), Бодо (детеныш архара), Огуз-Агыл (скотный двор для быков), Бёру-Жылга (волчья ложбина), Аюу-Жолу (медвежий след), Бёру-Коргон (волчья ограда), Коёнду (заячье место), Ат-Олдю (место, где пал конь), Эчки-Олдю (место, где умерла коза), Ат-Жайлоо (Летовка для лошадей), Ак-Козу (белый барашек), Арык-Кочкор (тощий баран) и др.подобные названия. Встречаются и топонимы, связанные с природными условиями, географическими и ландшафтными особенностями, в частности, Ыран-Куль (красивое озеро), Жашыл-Куль (зеленое озеро), Айдын-Куль (Лунное озеро), Ак-Жар (белый яр), Упа-Таш (Каменная пудра), Ак-Кия (белый яр), Ак-Сай (белое русло), Боор-Оток (горная впадина). С растительностью тоже связаны названия. К примеру, Топ-Терек (группа тополей), Арпа-Экти (посеянная рожь), Шибе-Айгыр (высокая сочная трава для жеребца), Ой-Тал(тальник для раздумий) и некоторые другие. Многие топонимы на Памире имеют кыргызские названия, это говорит о том, что кыргызы проживали в этих местах с древних времен. Э.Маанаев пишет о том, что «енисейские кыргызы в зависимости от времени, различных исторических условий проживали в разных частях Туркестана еще в первом тысячелетии нашей эры».
 
История памирских кыргызов тесно связана с Восточным Туркестаном и со средних веков кыргызские роды проживали здесь, меняли свои кочевья. Об этом известно из исторических источников.
 
В конце XVI века эмир Бухары Абдулла хан обратит к себе небольшие здешние ханства Восточного Памира Вахан, Шугнан, Рушан. Несмотря на то, что Абдулла хан установил на Восточном Памире свое господство, его власть среди кыргызов не распространялась. В середине XV века в Восточный Туркестан прибыл из Бухары потомок Пророка Мухаммеда кожо-эшен Махтум-Азам, который был удостоен большого народного уважения. Его дети Имам Калян и Исаак Вали основали здесь две секты мусульманской веры. Одна называлась «ишкия», другая «исакия». Позже они стали называться «ак тоолуктар» (белые горцы) и «кара тоолуктар (черные горцы). Несогласие между этими группами вылилась вскоре в междоусобную борьбу. Предводитель «ак тоолукцев» Аппак Кожо был в то время очень уважаемым человеком во всем восточном Туркестане. В целях укрепить свою власть в междоусобной борьбе он обращается за помощью к хану калмаков Галдану Бошокту. В то время калмыки в конце XVII века и начал XVIII века достигли пика своего государства, которое простиралось с Востока и юга Сибири до Тибета. «Галдан Бошок, пригласив Далай Ламу Тибета в 1673 году, оказывает помощь Аппаку Кожо и назначает его управляющим всего Восточного Туркестана и уезжает обратно». Таким образом, весь Туркестан формально остался под властью калмыков.
 
В то время когда калмыки господствовали в Восточном Туркестане и Тянь-Шане памирские кыргызы старались сохранять свою самостоятельность и независимость, но один из отрядов Галдан хана добрался до реки Мургаб, и долина Ак-Байтал служила ему пунктом сбора.
 
Слабое господство калмыков над памирскими кыргызами объясняется тем, что они хотя и являлись кочевниками, но здесь надолго не оставались, да и от их центров нелегко было сюда добраться, дальность Памира вызывали у них большие затруднения. Поэтому памирские кыргызы были свободными и всегда вели борьбу против господства калмыков.
 
Согласно китайским источникам калмыки, проживающие на Памире и близких районах Памира, даже в лучшие времена, когда они были сильны, не могли склонить головы кыргызам. В конце XVII века Памирские кыргызы вместе с кыргызами, проживающими в Синьцзяне и Ферганской долине и с другими кыргызами были свидетелями волнений в Китае и Туркестане и наряду с этим участвовали в междоусобной борьбе ак-тоолукцев и кара-тоолукцев. По сообщению Мухаммеда-Садыка-Кашкари в сражении против калмыков были представители таких родов как, кыпчаки, тогуз кыпчаки, сары кыпчаки, найманы, жуз-угулы и многие другие роды, кроме того в их составе были и каратоолукские кожолор. В XVIII веке династия манчжуров разбила калмыков и установила свою власть в Восточном Туркестане. Установлению полного китайского господства в Восточном Туркестане способствовала смерть наследника Цаван-Рабтана Галден-Церена, тогда внутренняя борьба калмыков ускорила этот процесс. В это время каратоолукские кыргызы, получив помощь у Памирских кыргызов, и воспользовавшись междоусобицей калмыков, их слабостью постарались освободиться от господства калмыков. После освобождения из калмыкского плена представителей династии кожо, управлявшие Восточным Туркестаном Бурхана-ад-Дина и Ходжа-Жихана власть Цинна наряду с целью господствовать над всем Кашкаром, назначает Бурхана-ад-Дина и Ходжа-Жихана управляющими. Кожо не оправдывают надежды власти Цинна и провозглашают независимость государства Кашкара. В связи с этим, китайская власть для укрепления своей власти в восточном Туркестане направляет свои войска.
 
В июне 1758 года китайские войска под командованием Чжао Хуэюна захватили Уч-Турфан, Кучан и вместе с тем в середине 1759 года обратили в свое подчинение Кашкар, Жаркент. Они пытались напасть и со стороны Музарта, чем полностью хотели пленить весь Кашкар. «Китайские войска сообщили, что из всех городов бежали кожо». Кашкарские кожо, потерпевшие поражение от китайцев, вынуждены были бежать в Бадахшан, в погоню за ними бросился китайский генерал Фу-Де, который добрался до Зеленого озера Памира. После этого народы Восточного Туркестана и памирские кыргызы, в том числе считали себя вассалами китайской власти. Более того о подчинении кыргызских биев говорится в китайских источниках следующее: «Ажи бий из адигине вместе с кокандским беком Ирдана выразили готовность с верой и правдой подчиниться и в знак этого Ажы бий (Ацзби) отправил Шалакучука (Сарыкучук), о чем сообщил (Дактана)». Так же он отправил письмо Ажи бия, перевод, которого гласит: «Сообщаем с уважением, что словно бескрайнее небо, укрывшее родину как Будда, заботящийся о всех смертных как грозный древний Искандер, нет равного на свете богатыря Урустома, хозяин четырех морей, великий уважаемый властитель, Цянълунъ с высоким уважением назначенный во главе передового войска. Склонивший голову ваш подданный старший из рода адигине Ажи бий великому властителю желает долгих лет жизни! В этот момент получили приказ Цянцзязю и сообщаем о своем подчинении. 210 тысяч людей с Востока Бухары - все мы являемся вашими подданными». Он вручил ответное письмо и оказал отдельное уважение. Как было отмечено выше, территория кыргызов простиралась с восточного Памира до западной Бухары. Даже в то время памирские кыргызы, считавшиеся китайскими поданными, старались сохранять свою независимость. В российских архивных источниках отмечается, что «Памирские кыргызы привыкли к независимости, они никогда не были под чьим-то гнетом и не признавали ни китайскую, ни афганскую власть». Действительно, хозяином здешних земель был глава группы каждого рода. Кыргызы, проживающие за Синьцяном (Памирские кыргызы - Б.Ж.) несмотря на то, что были в связи с Цинской империей, жили независимо и не уподоблялись другим подданным народам, жившим в империи. Все приведённые выше примеры можно увидеть в записях Хун Ли. Кыргызские бийи и в налаживании внешних связей сохраняли свободу, и они не отвечали за свои действия перед Цинской властью. Китайские власти требовали от них выставлять в некоторых местах только дозорных. Таким образом, власть китайских управляющих над памирскими кыргызами была очень слабой.
 
В скором времени против Цинской династии в Восточном Туркестане памирские кыргызы непосредственно участвуют в движении кашкарских ходжи. В 1814 году возникает восстание под началом Зия-ад-дина, в котором активное участие приняли кыргызы, проживающие в приграничных районах Памира (Сары-Кол -Б.Ж.).Участие кыргызов в этом восстании не на шутку напугал китайских властей, о чем в указе императора было сказано: «Если в сердцах буруттов (кыргызов -Б.Ж) есть желание не склонять головы, тогда это не является какой-то мелочью, а имеет государственное значение». Это движение отвечало стремлению Кокандского ханства по захвату Памира под свою власть. Правнуки Азрет-Аппак ходжи Мадали хан из Коканда и Жахангир Торо, скрывавшийся среди кыргызов, и при их поддержке в 1826 году прибыл в Восточный Туркестан и с его приездом начинается движение против Цинской власти. Жахангир Торо несколько раз, учинив разгром в лагерях Циня, разбил небольшой отряд китайцев во главе с Баянбату. Цинь будет вынужден еще раз обратиться к биям кыргызов. Пекин (согласно указу от 28 июня 1827 года) узнав, что Жахангир скрывается в перевале Мужу просит биев найманского рода задержать его. Тогда Жахангир торо был вынужден бежать к памирским кыргызам. В конце концов, Цинь разобьет войска Жахангира торо под Кашкаром, а его самого поймают и после победы над ним потребуют у Кокандского ханства родственников Жахангира торо.
 
В 1832 году Кокандское ханство захватит Восточный Памир со стороны Сары-Кола и там обоснуют крепость Таш-Коргон и присоединят к себе Памир и приграничные регионы. Вот с этого времени памирские кыргызы,
 
хотя и формально, будут в составе Кокандского ханства. (Б.Жумабаев. «Памир: геополитическая борьба между великими державами». Бишкек, 2009. -С. 18-30.)
 
Ученый Бектемир Жумабаев, описывая Сары-Кол, делает следующие выводы: «Исследовательские работы по истории Памира, его древнейшего периода, следов человечества, оставленных здесь, богатых материальных и культурных ценностей, обнаруженных археологами, ведутся с середины прошлого века. Однако объективные выводы можно сделать только при полном изучении времени проживания кыргызов на Восточном Памире, при изучении истории их родов и племен кыргызов, проживающих здесь и их миграции.
 
1. Несмотря на то, что ученые еще не поставили точку в изучении топонимии Памира многие названия окружающей местности -земель, вод, гор возникли начиная с древнего санскрита, а также имеют кыргызско-тюркское, фарси-таджикское происхождение. Причем, подавляющее большинство из них названы по-кыргызски, что говорит
о древнем проживании здесь кыргызов.
 
2. После распада Енисейского государства кыргызов, кыргызы рассеялись по территории, начиная с северной Монголии и до Алтая и Иртыша. Позже в результате укрепления империи киданей в северном Китае некоторые части кыргызских родов пришли в северные и западные части восточного Туркестана и низины Памира. Это были кыргызские роды, прибывшие на первом этапе.
 
Во втором этапе в начале XIII века пришли в эти места род найманов под давлением Чингисхана.
 
Третий этап прихода кыргызов пришелся на XIV-XVIII века, когда род кесеков сменил место своего обитания с Каратегина и Ферганской долины на восточный Памир. Таким образом, кыргызы в разное время и в разные этапы стали оседать в восточном Памире». (Б.Жумабаев
 
Б.Жумабасв. «Памир: геополитическая борьба между великими державами». Бишкек, 2009. -С. 48.)
 
О появлении кыргызов на Восточном Памире в коллективном труде «История Горно Бадахшанской Автономной Области», изданной к 80-летию ГБАО говорится следующее: « В этническом отношении киргизы Восточного Памира составляли одно целое с киргизами, жившими в Восточном Туркестане. Можно предположить, что процесс, складывания памирской этнической группы киргизов-ичкиликов происходил в тот момент, когда они населяли территорию современного. Синьзяня и Памира. Начало этого процесса, очевидно, ОТНОСИТСЯ К Х-ХШ ВВ». («История Горно-Бадахшанской автономной области». -Душанбе, 2005. -С.278).
 
Собранный материал от местного населения дают еще много мнений по этому поводу. И если рассматривать этот материал, то оседание кыргызов в Восточном Памире упирается в эпоху Караханидов. Примером тому могут служить материалы Д.Ташбаева, жителя Аличора, в котором он пишет:
 
«На территории Аличорской долины Восточного Памира в ложбине Тамды, летовке Суук-Оток, в кладбище Ак-Бейит долинах Базар-Дара и Ак-Суу проводились археологические раскопки. На основании анализов скелетов, проведенных инфракрасными лучами, учеными было обнаружено, что эти захоронения относятся IX и XI векам. Наряду с этим было установлено, что лобные части черепов были широкими, а носы плоскими, что позволило их отнести к монголоидной расе. Интересен и погребение умершего. Покойника ложили в сторону Полярной звезды, с головой, наклоненной в правое плечо. Другими словами в сторону Кыбыла (Мекки). При этом правая рука была вдоль тела, а левая прикрывала половой орган. Из этого можно сделать вывод, что захоронения принадлежат роду саков и что здесь жили приверженцы ислама. А в одном из семи вырытых могил в Базар-Даре были найдены вместе с воином его конь и конские принадлежности. Говорят, что исследования показала, что найденные останки тоже принадлежат представителю сакского народа. Значит, в Сары-Коле можно сказать, проживали саки еще до распространения ислама среди кыргызов. Поэтому можно утверждать, что кыргызы в Сары-Коле или Восточном Памире являются одним из коренных жителей.

"НАСЛЕДИЯ МУРГАБСКОГО НАРОДА"
ГБАО Мургабский район
Суйунбек Таджидинов

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены