«Великий певец Центральной Азии»

«Великий певец Центральной Азии»

(90-летие Чингиза Айтматова и вечному дружбу таджикского и киргизского народу посвящается)

 

Великий писатель и замечательный сын киргизского народа, Чингиз Айтматов родился в селе Шекер Таласской области Киргизии.Его отец, Торекул Айтматов был советским и партийным работником, видным государственным деятелем Киргизской ССР, но в 1937 годубыл арестован и в 1938 году расстрелян. Мать, Нагима Хамзиевна Абдувалиева татарка по национальности, была общественным деятелем. Чингиз, его братья и сёстры выросли в Шекере , родного села отца.

 

В 1948 году поступил в Киргизский сельскохозяйственный институт во Фрунзе, который окончил в 1953 году. В 1956-1958 года училься на Высший литературный курсыв Москве. Первый рассказы молодой Чингиз уже писала и напепечатала в 1952 года на местном печати.Повесть «Лицом к лицу» на киргизском языке была опубликована в июне 1957 года в журнале «Ала-Тоо» и в следующем году в журнале «Октябрь» в авторском переводе на русский язык. В том же году были опубликованы его рассказы в журнале «Новый мир», а также вышла в свет повесть «Джамиля́»нарусскомязыке, принёсшаяАйтматовумировуюизвестность. После «Джамили» были также опубликованы повести «Верблюжий глаз» (1960), «Первый учитель» (1961), «Материнское поле» (1963) и сборник «Повести гор и степей» (1963), за которую писатель получил Ленинскую премию. Все эти произведения выходили одновременно по-киргизски и в русском переводе.Повесть «Прощай, Гульсары!» (1966) принесла автору Государственную премию. Роман «Белый пароход» (1970) был опубликован на русском языке и на долгие годы становился одним из наиболее признанных произведений Чингиза Айтматова во всём мире. За повесть «Ранние журавли» (1975) писатель получил киргизскую Премию имени Токтогула. В 1977 году засценария романа «Белый пароход» получила очередного государственного премии СССР.

 

В 1978 году писатель был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Я этому собитию точно помнью, потому что тогда по всему Советскому Союзу отмечали юбилей 50-летие великого писателья.И помню что учитель в нашем классепольностюпрочитала тогда Указа Председателья Президиума Верховного Совета СССР Л.И.Брежнева о присвоенинеустода Чингиза Айтматова высокого тогда звания Героя Социалистического Труда! Тогда мы ученики аплодировали и радовались этому собитии, потому что тогда каждому таджикскому ученику было по душе произведение великый писатель начиная от «Джамила» и «Белый праход» до «Прощай Гульсары», «Первый учитель».... и мы читали их на родном таджикском языке.В 1980 году вышел роман «И дольше века длится день», за которую Айтматов получил очередной Государственную премиии СССР.

 

Последним произведением, опубликованным в СССР, является его роман «Плаха» (1986).В постсоветское время были изданы за рубежом «Белое облако Чингиз Хана» (1992), «Тавро Кассандры» (1994), «Сказки» (1997). «Детство в Киргизии» (1998) и «Когда падают горы» («Вечная невеста») в 2006 году. Чингиз Айтматов скончался 10 июня 2008 года и похоронен в пригороде Бишкека.

 

В годы союза он трижы получал госудаственная премии СССР и один раз ленинской премии(ленинской премии тогда давали только однажди- прим.автора Варка Зайниддинов),который не всех писателей Союза удалось такой честь.Кроме того он получил неоднократно международные авторитетние премии и очень много орденов и медалей за заслуги перед литературами Советского Союза и зарубежных странах.Киргизскийнарод высоко ценила заслуга сввоегознаменитному сына и его присвоили звания Народного героя Киргизистана и высшим орденом страны - орденом «Манас».

 

Практически все творчество устода Айтматова ставшего уже классиком в литературе, пронизано мифологическими, эпическими мотивами, в его произведения вплетены легенды, притчи. Он признавался, что черпал вдохновение в национальных легендах, благодаря которым произведения получались более реалистичными. «Мое направление - реалистическая проза эпического повествования. Я не вижу себя автором фантастических произведений, бестселлеров, детективов. У меня свой путь», так характеризовал Айтматов своё творчество.Именно традиции и культурикыргизского народа и других народов Центральной Азии начиная от традиции «тенгриянство» до образа «олени»возмёт свой источник из среди народа и истории народов Азии.Чего стоит его образ и термин «манкурт» , который получил общеизвестностью по всему Советскому Союзу и потом по всему миру.Помнью в годы перестройкы и галасносты это терминалогия выходила в лексикон и использовались в статьи передовой интелегенции всех народов СССР в том числе таджикского народа.

 

Чингиз Айтматов быль писателем-новатором в послесталинские годы и естественно тогда в педесятые годы каждый новые идеи и постулати принялась в условия жесткого цензура в штики.Об этом писала в «Литературная газета» замечательный литератор КазахстанаБатырджанКанапьнов:«Вот что писал сам Чингиз-ага: «После выхода повести «Джамиля» один из наших известных писателей принялся её критиковать. На партийном собрании перед общественностью страны он горячо говорил о том, что форма и содержание литературного произведения должны соответствовать политике коммунистической партии, что нужно неукоснительно следовать принципам социалистического реализма. В конце концов, утверждал он, каждый случай развода супругов - проблема огромной важности, которая должна обсуждаться коммунистической партией. Именно партия является оплотом, охраняющим единство семьи, а сюжет моей повести идёт вразрез с этим постулатом.

 

Когда я работал над повестью, то совсем не думал о подобных последствиях. Такую, мягко говоря, «критику» я вынужден был выслушивать лично.Что я мог сказать или сделать в такой ситуации?! Недаром говорят: «Молчание – золото!» Что бы ни говорили злопыхатели, повесть «Джамиля» уже с момента опубликования на русском языке получила международное призвание. Вначале она вышла в журнале «Новый мир», главным редактором которого в то время был Александр Твардовский. Моя многолетняя дружба с одним из великих писателей русской литературы началась именно с повести «Джамиля». Александр Трифонович в тот период был безусловным авторитетом, пользовавшимся всеобщим уважением. Не ошибусь, если скажу, что многие произведения и их авторы своей известностью обязаны именно ему, личности, которая является совестью страны».

 

Я специально так широко цитирую Мастера, историю создания и появления в печати повести «Джамиля» и дальнейшей её судьбы. На мой взгляд, во всём этом прослеживается та самая творческая взаимосвязь и, если хотите, искренняя, сердечная поддержка интеллектуальной России и Москвы, как это всегда и было по отношению к МухтаруАуэзову, Расулу Гамзатову, Василю Быкову, Ивану Драчу, МуминуКаноату, Иону Друцэ, Олжасу Сулейменову, Нодару Думбадзе, ЭдуардасуМежелайтису, Тимуру Зульфикарову, а также ко многим блистательным национальным именам громадной империи Страны Советов.

 

Писатель в силу своего таланта всегда находится в оппозиции, в первую очередь по отношению к себе, а затем уже к окружающей его действительности. Это, на мой взгляд, аксиома. Мало кто знает, что часть своего раннего детства Чингиз Айтматов провёл в Москве, именно в те давние годы. Он навсегда запомнил прощание на Казанском вокзале с отцом, Торекулом Айтматовым, который учился в Институте красной профессуры и был вскоре расстрелян, и этот судьбоносный эпизод словно врезался в цепкую детскую память. Да так, что тоска по отцовской любви спустя годы вошла в суть детских характеров, с истинным гуманизмом выписанных в образах мальчика из «Солдатёнка», «Свидания с сыном», «Белого парохода» и Эрмека из «Буранного полустанка».А затем, на протяжении полувека, тянулись звёздные часы писателя, каждое новое произведение которого с восторгом воспринималось миллионами читателей и у нас, в огромной Советской стране, и за рубежом. Его произведения были переведены на 165 языков мира и изданы в 130 странах общим тиражом более 67 миллионов экземпляров. По данным ЮНЕСКО, на 1998 год они издавались 830 раз».

 

Пожайлусталучщего что писальказахскый писатель о деятельности и создаваемых «барикады» против писателья-новатора, который в последствии стала величающим писаталем мира и гордость Советского Союза не говориш!Поэтому я тоже почти польность цитировал эти слова написанному БатырджанКанапьнове о устоде Чингизе Айтматове.

 

Устод Чингиз Айтматов имел свои влияние блогадаря величающий произведение на всей территории Советского Союза и зарубежом среди писателей и их произведение.Его влияни и заметнее в таджикском литературе в частности в произведении такой замечательный писатель и его близкий друг,к сожалению трагический погибщыйФазлиддинМухаммаддиев и остальные писатели.Можно говорит и ещё о знаментиномписателье трагический раннееушещего из жизнь Джума Одинаев.Мне его жизнь и судбьечемто напоминает жизнь Чингиза Айтматова.Оба почти ровестники, оба когдато были сынами «врагов народа» и оба когдато жили в 30-тые годы в России.Незря покойный Джума Одинаев в свой замечательном романе «Гузаштиайём» ( «Бег времени») чемто напоминал о свой судьбе иотца в тяжолые тридцатые годы.Посколько как семяь «врагом народа» оны долгые годы в голод и холод жили в Ставропольском крайе.Поэтому когда он написала в конце семидестый и начало восмиядестых годах свой роман, его слова было новым в таджикском прозье!Потому что он охаректизовал образ первого секретаря районного комитета партии объективно когда бывает с минусом и пяннымчеловеком.Тогданоменкльтура ЦК Компартии Таджикистана не хотели этого.И начались давит, травить и оскорблять невинного писателья-новатора Советского Таджикистана.Егонапечатаной книгу в несколько тысяч экземпеляров в издательство «Ирфон» который было готова на продажа и до этого было напечатанно в солиднийлитературный журнал «Садои Шарк», который читател принял очень хорошо по совету идеологов компартии тогда сожгли в костре! Словно как по приказу инквизации в средневековые когда бросали в костре астронома Коперника!

 

ЦК Компартии Таджикистан и его партийные крикуны рецензировали роман как художественная произведение против соцреализма.По их мнению первый секретарь райкома партии всегда было лицом честный и чистый.Но в жизнь это некогда не было и негде не бывает.Конечно было очень много чистые , честные и хорошие кадри в КПСС , но все же были очень много недостойные кадры в его составом.Правоту покойного писателья Джумы Одинаева и его романа в последствии открыла перестройка и гласность когда куча пяныепартийние функционеры во главе Борис Ельцином после «чаепитием» в БеловещскомПуче приняли решение о ликвидации Советского Союза, причём против волья народа страны и его референдум о сохранение СССР. Незаконно, без малейщего право на такие действие блогадаряночьнойвыпивкы приняли антинародное акт о развале великого держава на частях!

 

Чингиз Туракулович Айтматов много раз приезжал в нашем республике.Он дружил с устодом Мирза Турсунзаде,литераторыМуминКаноатом,ФазлиддинМухаммадиев, знаменитый корреспондент газета «Правда» в Средней Азии,трагическыйпогибщыйзнаменитный по всю Союзу журналистом ОтахономЛатифи(кстате по материнском линии его мать была киргизкой и Чингиз Айтматов очень гордился этому) и многие другие деятели культуры.Народ Таджикистан тоже любила этого великого человека и писательяпо настоящему!

 

Целый плеяда таджикских учеников в школе и в студентическые годы читали произведение замечательного мастера перо.Недавно я писала статья на таджикском языке о жизнь и деятельности Айтматова который вышел в еженедельник «Дунё» и его называла так «Даҳ соли тулонитар аз аср» , на русском переводе так гласит: «Десять лет длинневека!».Это названые имеет логический смысл.В этом году отмечается по всему миру 90 летие этого великого писателья 20 века.И в этом году тоже ровно 10 лет когда нету замечательный сын народов Центральная Азия.Словно его место очень пусто в культурном и литературном жизны нашего региона.От слов устода Айтматова мне кажется всегараспостранялся по нашему региону заряд созидательные, заряд на самосознание, на жизнь и охрана природа, литература и этнокультура нашему замечательному регионе.Он всегда вместе со своими «боевыми товарищами» в регионе и прежде всего в последние сорока лет вместе с ныне покойным к сожелению замечательный поэт региона МуминомКаноатом и «великыйакином» казахской степы устодомОлжасом Сулеймановым и остальные поэты и писатели и деятелы культуры зашищали вомногочисленимвсесоюзним, регионалним и международным симпозиумах и конференциях интересах народов Центарального Азии и бывщего Советского Союза в этнокультурном прострастве в целом.Вот уже нету Чингиз-Ако Айтматова ужецелие 10 лет!

 

Мне кажется его уже нету не 10 лет , а целый век, 100 лет,потому что нету его новые слова, идеи и движенине и постулаты в регионе!Вот что значить смерть великий писателья и человека для региона и в целом для человечество!Но нас радует одно.Уустодадля предков-народов Центральная Азия остались сокровища- «Золота Макена»!Это золота являетсья и его огромные замечательном произведение, которые из года в год, из века на век будут шагат вместе с народами региона и человечество в целом.

 

Пользуюсь случаю поздравляю всех народов Центрального Азии и СНГ связыпередстоящымюбилей 90 летие великого сына Центрального Азии, устода Чингиза ТуракуловичаАйтматова.Пустьбудеть его место в райе. Амин аллаху акбар!


velikaia-pobeda-v-tvorchesto-poetov 2Варка Зайниддинов, старший помощник прокурора Хатлонскойобласти,

советник юстиции 1-го класса г. Бохтар,

Член Соза Журналистов Таджикистана, Отличник печати и культуры РТ.

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены