Путешествие по Памиру

Путешествие по Памиру

Марсианский цвет горообразующих пород.

Вокруг ни души, только безмолвные коричнево-красные и серо-бурые громады гор, на многие километры нет ни жилья, ни стойбища. Создается впечатление, что мы движемся в натянутой, как струна атмосфере незнакомой, совершенно другой, планеты. Может быть, именно за подобные ощущения называют безжизненные панорамы Восточного Памира марсианскими пейзажами. а очередным поворотом натыкаемся на сиротливо накренившийся на домкрате и камнях «Москвич» без трёх колес. Копошащиеся рядом трое мужиков не очень убедительно пытаются разбортовать колесо. Запаска дырявая, две камеры пробиты — печальный итог поездки на видавшей виды резине по местным дорогам. Наши механики разворачивают походную мастерскую, помогают клеем, заплатами и остальным не хитрым шиномонтажным ремонтом. Постепенно выясняется, что мы оказываем помощь таджикскому музыкальному коллективу, гастролирующему по кишлакам и посёлкам Горного Бадахшана.

 

Подкармливаем незадачливых артистов арбузом и в благодарность, а также по случаю дня рождения Саида, ребята устраивают нам концерт под открытым небом! Исполняют национальные памирские мотивы и песни в электронной обработке. Среди звенящей горной тишины, чистого горного воздуха, под шепот горной речушки где-то далеко внизу, эта музыка и эти песни звучат так органично, естественно, самобытно. Просветленные и одухотворенные продолжаем движение по памирским высокогорным просторам. От погранзаставы Харгуш начинается пологий, затяжной и пыльный подъём на перевал Харгуш (4344 м). Теперь мы насовсем распрощались с афганской границей и направляемся в сторону озера Яшилькуль. Спустившись с перевала, пересекаем Памирский тракт, ещё раз встречаем американца Эндрю, который, побывав на Яшилькуле, возвращается в Хорог (ох, и тесен, оказывается, Памир) и встаём лагерем на песчаном берегу озера, расположенного на высоте 3719 метров и обрамленного ожерельем вершин Северо-Аличурского хребта. Проехали 297 км.

 

04.08.09. Дневка на озере Яшилькуль. Хоть озеро и называется зелёным, на самом деле вода в нем все время меняет цвет. Серо-стальная при беспокойном ветре, бирюзово-голубая в первых лучах восходящего солнца и плотно-зеленая ярким днем. В этот день мы посетили начало реки Гунт, которая вытекает из-под обломков скал, когда-то рухнувших и перегородивших реку, в результате чего, собственно, и образовалось озеро. Интересное природное явление вызвало оживленную дискуссию про то, с какой стороны обвалились горы и как тут все было до землетрясения. Бесформенные нагромождения камней навевают футуристические картины фантастического апокалипсиса. По дороге в лагерь омываемся в народной лечебнице — горячем источнике с температурой воды 37ºС. Сильный, холодный, порывистый ветер мешает в полной мере насладиться теплыми ваннами.

 

05.08.09. День начинается с высокогорной Аличурской долины. В отличие от заунывных пейзажей Южно-Аличурского хребта долина покрыта буро-зеленым травяным ковром, на котором пасутся стада овец и коров. Дополняют пейзаж белые пятна юрт. Издавна Аличур населяют киргизы-скотоводы. После неприметного перевала Найзаташ (4314 м) между желто-красных скал огибаем Пшартский хребет и спускаемся к самому высотному на территории бывшего СССР районному центру кишлаку Мургаб. Заправки, как таковые, отсутствуют, солярку приходится заливать из бочек частников во дворах, находящихся в разных концах деревни. Бензин, солярка, затем базар, лепешки, халва, печенье и опять потянулась пыльная лента грейдированного шоссе. Едем по дороге, ведущей к границе с Китаем, по направлению к озеру Ронгкуль, на котором нам советовали остановиться на ночевку. Несмотря на необычной формы скалы, встречающиеся по дороге, и клубы высокохудожественной пыли, поднимаемой в небо автомобилями, само озеро не производит никакого впечатления — заболоченные берега, соленая вода, сильный ветер, широкая межгорная котловина. Принимаем решение двигать дальше — покорять самый высокий автомобильный перевал СНГ Акбайтал (4655 м) ещё сегодня. Поднимаемся вверх, вдоль ручья Акбайтал-Южный. Справа тянется колючая проволока в два ряда и вспаханная контрольно-следовая полоса – граница Таджикистана с Китаем, повторяющая изгибы отрогов Сары-Кольского хребта. Сам подъём на хребет нудный и скучный: три очень затяжных тягуна, да пара поворотов и вот мы уже фотографируемся в узком коридоре между двумя скалами на вершине перевала высотой 4655 метров. Дует бешеный ветер, пытаясь повалить с ног, потоки воздуха настолько плотные, что на них вполне можно опереться. Такое впечатление, что вот-вот закружатся в безумной свистопляске колючие снежинки. Не успев полюбоваться на окружающие панорамы, торопимся спуститься вниз, подальше от штормового ветра, в более комфортные погодные условия. Объезжаем массив пика Карасак (5754 м) и по прямой, как по линейке прочерченной дороге, попадаем в широкую долину, на которой находится самое большое на Памире озеро — Каракуль. Издалека озеро поражает неповторимо бирюзовым цветом водной глади, в которой отражаются белоснежные вершины Заалайского хребта с пиком Ленина (7134 м) во главе. Глаз не оторвать от такой красоты! Остановились на ночевку в маленькой частной гостиничке у киргизской семьи в кишлаке Каракуль.Высота 3948 м. Проехали в этот день 330 км.

 

06.08.09. Утром градусник показывает +6ºС, как и должно быть на высоте в 4000 метров. Плавно поднимаемся на перевал Уй-Булак (4232 м), последний раз любуемся видом на черное озеро Каракуль и начинаем подъём на перевал Кызыл-Арт. После пересечения вброд реки Маркансу, берущей начало с ледников пика Ленина, идет быстрый набор высоты. За пару километров до перевала — погранпереход из Таджикистана в Киргизию. Работники таджикских спецслужб без задержек и придирок оформляют наши документы и мы продолжаем подъём на Красный перевал. На высоте 4280 метров, на перевальной точке установлена скульптура архара, символичные карты Таджикистана и Киргизии.

 

Мы прощаемся с Памиром. С его молчаливыми горными гигантами, глубокими провалами ущелий, бурными гремящими речками, прозрачными холодными озерами, блистательными снежно-ледовыми вершинами, продуваемыми мощными ветрами безжизненными долинами, солнечными днями, ласковой зеленью оазисов, неприхотливым и гостеприимным народом. Дорога по нейтральной полосе обслуживается плохо, местами размыта селевыми потоками, беспорядочными ручьями. Но, зато, каковы вокруг виды гор! Особенно высящиеся с правой стороны массивы пика Коксукурбаши, а затем и пика Курумды (6613 м). После спуска попадаем в неласковые и недружелюбные руки киргизской таможни, которая долго и недоверчиво изучает наши бумаги, досматривает наши машины, явно с целью поживиться. Инспектор отдела наркоконтроля пытается обвинить нас в грязных намерениях, связанных с открытием новых наркотрафиков. Ну, а что ещё ожидать от машин с московскими номерами, едущими из Душанбе через горы в сопровождении таджикского коллеги?! В итоге, зачитав до дыр нашу серьёзную бумагу про дороги без границ и дружбу народов, конечно же, все таможенники успокаиваются и понимают, что ни к тем пристали, да, и взять с нас нечего, открывают шлагбаум и мы попадаем в Киргизию, в зелёную Алайскую долину.

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены