Призма искусства

Призма искусства

В Бишкеке прошла международная конференция "Художник — общество: рефлексия взаимодействия”. К нам в столицу приехали художники из разных стран, чтобы рассказать о своих проектах.

Конференция стала заключительным этапом двухгодичного междисциплинарного проекта "Художник — общество”, инициированного таджикистанским культурным центром "Бактрия”, в котором принимали участие художники из Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, России, Колумбии и Ирана.

Участники осуществляли свои проекты в малых городах Центральной Азии, где учились ладить и взаимодействовать с местным населением.

 

Художница, член объединения ArtEast — неформальной художественной школы — Бермет Борубаева знакомилась с традициями и обычаями этнических кыргызов в таджикском Мургабе.

 

Мургаб — административный центр Мургабского района Горно–Бадахшанской автономной области Таджикистана. В советское время в Мургабе находился совхоз по разведению яков, а жителям платили надбавки за экстремальные природные условия в высокогорье. А сейчас этот город переживает нелучшие времена.

 

— Из дневников моего дедушки я узнала, что он некоторое время жил и работал в Мургабе, преподавал географию в местной школе, и мне было интересно побывать в этом городе. В Мургабе люди очень гостеприимные. Я изучала там кыргызский язык и старалась придерживаться национальных устоев. В Бишкеке мне это несвойственно, и в основном я говорю на русском. А в Мургабе — двуязычие. Жители говорят на кыргызском языке, но еще и неплохо владеют таджикским, — говорит Бермет. В Мургабе Борубаева обучала местных женщин делать сувениры и украшения, которые они потом могли бы продать туристам.

 

— Для большинства такой промысел — не хобби, а единственный источник дохода, — говорит она.

 

Режиссер, оператор–постановщик, фотограф, член творческой группы "...Графия” Талгат Бериков и художник, член творческой группы "Стрекооза” и инициативной группы InsideOut Диана Ухина из Бишкека побывали в Чкаловске. Чкаловск — ворота Северного Таджикистана. Судьба его мало отличается от участи тысяч таких же малых городов, привязанных к одному промышленному предприятию на просторах бывшего Союза. Почти все они сейчас в упадке. В Чкаловске еще остались отголоски ушедшего прошлого в архитектуре, воспоминаниях людей, словно все былое еще не изжито, но в то же время уже не принадлежит реальности.

 

Итогом пребывания в этом городе Талгата и Дианы стал видеофильм.

 

— Постепенно погружаясь в город и знакомясь с жителями, слушая их рассказы о нем, мы составили свое видение города. Из полученной информации возникли новые синтезированные истории, где переплетены реальность и вымысел и где мы пытаемся воссоздать картину, как могло бы быть и как стало, — говорят авторы.

 

— Во всем чувствовалась ностальгия. Люди утопали в ней, вспоминая о былых временах, — отмечает Диана Ухина.

 

Художник, выпускник школы–студии МХАТ, координатор выставочных проектов культурного центра "Бактрия” Джамшед Холиков и арт– менеджер Анна Басанова из Душанбе представили проект "Город в городе, ящик в ящике”.

 

— В соседнем Табошаре был старый Дом культуры. И мы решили сделать для жителей города свой музей. Хотели, чтобы это был живой музей, рассказывающий об истории и о тех людях, которые основали Табошар, — говорят авторы. — И самое главное, что и сами жители хотели этого.

 

— Многие, к примеру, вспоминали бабу Зину, которая работала в общепите, и у нее были самые вкусные пирожки, — говорит Анна Басанова. — Так мы ходили и узнавали о старожилах города.

 

— Найти в Табошаре гвозди, молотки, плотников — большая проблема. Пришлось все делать своими руками, — вспоминает Джамшед Холиков. — Наш проект назывался "Город в городе, ящик в ящике”, потому что нам кажется, что в этом музее поместился целый маленький город с его историями, событиями, переживаниями.

 

— В течение месяца в Душанбе, где проходила летняя школа, мы работали с молодыми художниками над теорией современного искусства и так называемого искусства взаимодействия. Затем была "программа резиденций”. Художники выезжали со своими проектами в провинциальные города Кыргызстана и Таджикистана, — рассказывает куратор проекта Георгий Мамедов.

 

Во время осуществления проектов были сняты фильмы.

 

— На мой взгляд, все эти фильмы представляют собой рефлексию излома, который произошел после распада СССР. Приезжая в такой маленький провинциальный город, вы просто не сможете избавиться от мысли об этом. В Бишкеке это уже незаметно, потому что здесь идет уже какая–то динамика, открываются новые возможности и горизонты. Но в малых городах основной эмоциональный фон по–прежнему — ностальгия. Многое из того, что было в советское время, таким образом из жизни людей ушло. Но самое важное, наверное, то, что в этих городах ощущается тоска по утрате не только экономического благосостояния, не только социальной защищенности, но и некоего пафоса, являвшегося неотъемлемой частью жизни в городе. Речь идет о малых промышленных городах, которые были построены в советское время интернациональным коллективом людей и которые строились потому, что люди создавали новую страну и новую жизнь. И в течение последних 20 лет их жизнь в этом смысле стала во многом бессмысленной, и мне кажется, что фильмы говорят об этом, каждый по–своему, — говорит Мамедов.

 

На протяжении трех дней в Бишкеке художники из разных стран обсуждали проекты друг друга, слушали лекции. Кроме этого, был представлен моноспектакль Марата Райымкулова "Король крыс”, который собран из собственных переживаний автора и жизненных историй. Спектакль повествует о повседневных явлениях, с которыми так или иначе нам приходится сталкиваться в жизни.

 

Вечерний Бишкек 30.11.11.

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены