Пионер геологии Памира (Сарезское озера)

Пионер геологии Памира (Сарезское озера)

Первые геологические сведения об исследованном нами районе относятся к 1883 г и находятся в рукописных материалах (дневниках) Д.Л. Иванова - пионера геологии Памира. К величайшему сожалению, свои наблюдения Д.Л. Иванов своевременно не опубликовал, но, несмотря на это, они и на сегодня не потеряли научной ценности, так как относятся либо к наиболее труднодоступной части исследованного нами района, либо к части ущелья Мургаба, теперь затопленного водами Сарезского озера.

 

Для представления как о проходимости бывшей долины-ущелья Мургаба, так и об особенностях его геоморфологии, а также геологического строения приведу здесь некоторые выдержки из дневника Д.Л. Иванова. Д.Л. Иванов двигался вниз по долине Мургаба. К самой верхней части современного озера относятся следующие заметки путешественника. "Высокие левые горы с зубчатыми гребнями и отвесными склонами вверху; к ним примыкает "шапочно" озерная терраса (древняя речная терраса Мургаба, П.Ч.), с самого верха спускающаяся до реки. Местами терраса стоит отвесными стенами, промытыми узкими оврагами, местами она уже размыта и дала крупную светлую нецементированную осыпь до воды, а вверху сохранилось несколько огромных валунов, поддерживаемых лишь глиной. При ветре глина выветривается и глыбы падают вниз, заваливая берег; поэтому надо итти не у воды, а обходить скалу.

 

Тут довелось делать дорогу, все время посматривая на "яман-таш" над головой. "... Против этого места на правой стороне огромная путаница: сдвиги, изгибы, переломы — не разберешь" (обнажение представляет собой продолжение надвига верхнего палеозоя на красно-цветные толщи меловых и третичных отложений, констатированного мной по левобережью р. Западный Пшарт, П.Ч.). "Осыпь, на которой идут работы, плывет (∟45°). Далее идет осыпь и местами площадки с крупными валунами, среди которых вскоре начинают встречаться валуны, брекчии" (красноцветная конгломератово-песчаниковая толща. П.Ч.). Путь по р. Мургаб от устья р. Западный Пшарт до спуска с обходной дорожки с Буздектыра, живо описанный Д.Л. Ивановым, в настоящее время совершенно заброшен, ибо именно здесь находится голова Сарезского озера, которую значительно легче достигнуть от Карабулакской бухты (при наличии лодки). Конечно, этот путь никак нельзя рекомендовать экспедициям, имеющим своей задачей изучение бассейна Сарезского озера. Здесь же упомяну, что мной на джайляу Буздектыр в ряде мест были констатированы брошенные стоянки таджиков в виде сложенных из камней загородок, предназначавшихся, вероятно, для скота Анероид в устье р. Западный Пшарт показывал 3450 м. Разница с высотой головы Сарезского озера достигает 70 м. Дальнейший путь Д.Л. Иванова уже затоплен, а потому описание его приобретает наибольшую ценность, как характеристика строения дна Сарезского озера. "Иду левой стороной, при чем впереди предстоит угроза: как-раз на углу, где вчера не могли пройти, в очень узком месте реки, с левой стороны горы круты и высоки с мелкими промоинами. Осыпь сверху крутая, вверху "яман-таш", и вчера при вихрях там много падало камней. Сегодня спокойно, и мы прошли без единого щелчка.

 

Сейчас же за поворотом по правой стороне сверху спадает овраг, вверху трещиной с каскадом, внизу по широкому крутому выносу — лента березок и тополя до Мургаба (теперь конус выноса затоплен, П.Ч.). Внизу близ дороги плотный массивный песчаник; над ним выше, откуда падали камни, - слоистый известняк (падение ЮЗ или ЮВ?). Левые горы - размытые зубцами и гребнями, выносы большие". "Недолго иду по обыкновенной дороге: спускается нос в реку, а надо лезть в гору. Следует сказать вообще про характер долины Мургаба и про его дороги. Редко здесь выдается узкая полоска или терраска с тугаем или сазом, с ровной и плотной почвой, по которой спокойно можно ехать, не следя за дорогой и лошадью. Большей частью дорога идет по осыпи (чаще крупной) или завалу, что крайне утомительно и опасно для лошадей.

 

Но и это еще ничего бы, если бы не частые крутые изгибы реки, причем она бросается от берега к берегу, подмывая скалы, и дорога останавливается перед небольшим носом, спускающимся круто в реку Большие скалы — редкость; большинство весьма невысоки (одна из больших — 40 м над рекой), но одолеть их можно редко и то с необыкновенным трудом" (рис. 2). После описания ряда трудных переходов через скалистые мысы Д.Л. Иванов отмечает в расширенном участке долины Мургаба ниже устья р. Кара-булак изолированную сопку Кара-Дунг. "В Кара-дунге падение железистых песчаников ЮВ, они переходят в слюдяные и местами при этом начинают выделять гранат. Отдельность песчаников падает на Ю. За Кара-дунгом, который от сопки превращается в длинную гряду параллельно роще, спускаюсь в низину к джайляу; и здесь также большие валуны песчаников, среди которых встречаются изредка большие окатанные валуны гранита. На склонах высоко тянутся остатки, озерной (речной, П. Ч.) террасы". "... Отсюда две дороги: одна по правому берегу - крайне трудная и опасная, высоким крутым косогором; другая - лучшая по левому берегу. Переправа довольно глубокая через реку шириной саж. в 50 (глубина по грудь). От переправы отвратительная дорожка вдоль горума у реки, но к счастью недолго.

 

Вскоре она выходит на угол поворота долины и здесь откры вается новое расширение долины. Река идет под правым берегом все время. " "Горы (гребень как ножом срезан) круто от самого верха спускаются к реке, причем весь нижний склон представляет вторичный оползень размытых озерных отложений, видных карнизом вверху. Вторичные осыпные отложения, благодаря ледниковым липким глинам, расположены очень крутыми слоями и представляют пласты (щебень), легко всасывающие в себя воду, но книзу при утолщении пласта глины удерживающие воду. Это дает целый ряд ключей вдоль нижней части склонов, и этому | обязаны странные картины: на крутом и голом склоне, высоко над рекой мы видим пятна кустарников или даже целый ряд березовых рощ, сохранившихся, вероятно, по своей недоступности. " "Над этими рощами вьется мудреная дорожка правой стороны, поднимаясь и спускаясь, перебегая карнизы и камни. Далее к концу расширения долины, правые горы более размыты сверху и склоны их внизу немного положе; река бежит, извиваясь и образуя с этой стороны площадки-полуострова". Характеристика долины Мургаба между Кара-дунгом и Кара-горумом дается Д.Л. Ивановым в следующих чертах. "Однообразие пород (плойчатые кварцевые песчаники, мощные), а также и позднейшие озерно-шапочные отложения и вторичные их сносы в нижние части долины. Простирание коренных пород СВ 30°, преобладающее падение ЮВ 120°, но масса сдвигов, перегибов и т. п.

 

Значительные осыпи, сходящиеся к реке в точку с обеих сторон; начинаются они на большой высоте и потому не может быть и речи об устройстве какой-либо прочной дороги. На повороте реки между осыпями - скалы, образующие носы и ворота, которые нужно обходить, как хочешь; площадки очень незначительные... . Двигаюсь к Сарезу, - наконец, последний переход. Сейчас же за двумя башенками ворот (слюдистый песчаник, слоистый)из левого прорыва вверху гребня огромный вынос или осыпь с плотным серым гранитом. На правой же стороне идут пластовые породы . На повороте реки вправо вся левая сторона буквально представляет одну сплошную отвесную стену из брекчии (она плотная , слюдяная и часто полосчатая). Высота этой грандиозной стены достигает саж. 200, если не более. В ней две большие ступени (верхняя до 300 саж. от реки)" (рис . 3) " В том месте, где проходит изгиб стены , причудливый ручеек-водопад прорыл себе трещину, по которой ниспадает очень красиво огромными прыжками. Жаль, что он маловоден и потому теряется в громаде стены. Другой, соседний, пробивается из отверстия внизу. " "Эта громада-стена и дала громаду-обвал, который целой горой загораживает дорогу и заставляет лезть на него по крутым и трудным ступеням между массивными валунами брекчий. Этот обвал и носит название Kapa-ropyн. Против него на правой стороне горы скалисты и круты и по ним нет дороги. Простирание отдельности в стене СВ 52º, а падение ЮВ. Ближе к воротам, т.е. вверх по pеке, простирание СВ 60°, а в самых башенках падение слюдистых песчаников Ю, очень крутое. " "... Объехав целый ряд сопок, обставляющих со всех сторон сел. Сарез в виде редутов, караулок и пр., поднимаюсь на последнюю небольшую гранитную грядку, в 1.5 в. от Сареза. С нее открывается чрезвычайно милый и приветливый вид на живописный кишлак. Эта местность слишком оригинальна, чтобы ее забыть, и потребует очень длинных речей, чтобы я сумел передать впечатление.

 

Полагаясь на рисунок и карточку, я пропущу все мелочи. Упомяну лишь, что Сарез - скученный горный кишлак, домов в 26-30, мимо которого из ущелья правых гор сбегает ключ, проявляющийся лишь в конце ущелья (вверху огромный горум, под которым и просачиваются воды из ледника, едва видного вверху), как святой ключ мазара Пир-сароб" (рис. 4). После исследований Д.Л. Иванова этот дикий и удаленный от крупных караванных путей сообщения Памира район посещается в 1900 г. Б.В.Станкевичем, производившим магнитные наблюдения на Памире.

 

Этот исследователь попадает в интересующий нас район в долину Мургаба по р. Б. Марджанай (рис. 5) и спускается по Мургабу к Бартангу. Таким образом, в его опубликованных отчетах мы находим описание пути по бывшей долине Мургаба вниз от затопленного сел. Сарез — прямое продолжение маршрута Д.Л. Иванова. ...П.П.Чуенко. К геологии бассейна Сарезского озера. Академия наук Союза ССР. Таджикско-Памирская экспедиция 1934 г. Вып. LXII. Труды экспедиции. Центральный Научно-исследовательский Геолого-разведочный Институт. Ленинград - 1936

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены