Монстр Боевик

Монстр Боевик

«КамАЗ» стоит в ущелье, его колеса по оси залиты водой горной речушки, в кабине — шофер-киргиз, блондинка лет сорока и замызганный мальчик-памирец. В кузове — свинцовые плиты, стальные швеллера и мужчина средних лет в штормовке, полотняных штанах и резиновых сапогах. У мужчины волевое лицо, он разговаривает по рации: — Где боевики? В Ак-Архаре? Именно туда и едем. Туда едем, говорю! Что значит — стоять? Где? Речка здесь…

 

Разговор обрывает автоматная очередь со склона, «КамАЗ» дергается и с ревом двигается вверх по реке, бампером нагоняя волну… Это начало фильма об ученых-астрофизиках, работающих в Памирских горах. Нет, прототип астрофизика Краснова не стрелял из автомата в афганских боевиков, не выбирался из-под лавины в Восточном Памире, не укрывался от холода в шкуре свежеубитого яка и не получал (пока) Нобелевской премии. Прототип ученого в фильме «Монстр» — Александр Борисов.

 

С начала 1990-х он отстаивает горный полигон Ак-Архар менее экзотическими способами. Реальная история установки для ловли частиц, прилетающих из космоса, гораздо длиннее: прошло почти 20 лет с тех пор, как тонны свинца и десятки метров рентгеновской пленки привезли из Москвы в Мургаб, а затем на полигон. Все последующие годы Борисову приходилось защищать свинец от нищего населения в гражданскую войну, а потом от «бизнесменов» — охотников за цветным металлом. К счастью, обошлось без стрельбы (подробно о полигоне Ак-Архар — в тексте «Монстр», «РР» № 46, 2010 г.). Но создатели фильма снимали боевик. Двадцатилетнюю историю они ужали в один сезон, героического Краснова с не менее героической экспедиционной группой провели через все мыслимые передряги, кадры насытили высокогорной восточной экзотикой и добавили «умняка» в виде бесед о космосе и происхождении Вселенной.

 

Все красиво и увлекательно, характеры живые. Фильм-то про науку как жизнь, даром что боевик. Краснов — человек, совершенно неспособный отделить себя от своего дела, а свое дело — от мировой науки и познания вообще. Он не просто тащит экспедицию в разоренный войной Таджикистан, ему непременно важно сделать это сейчас. «Потому что в одном из прошлогодних номеров Astrophisical Journal данные по странной материи такие, что только в Ак-Архаре и можно проверить», — объясняет он чиновникам, интеллигентным начальникам местного КГБ, боевикам, журналистам и нам с вами, зрителям.

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены