Мое путешествие на «Крышу Мира» - Памир

«В 1958 году, после окончания педучилища с отличием в г. Петрозаводске (Карелия), я поступила без экзаменов в Ленинградский университет на географический факультет (всегда мечтала о путешествиях). А вскоре после начала учебы волей судьбы оказались мы с мужем Виктором в Средней Азии, куда переманил нас мой старший брат – инженер-гидростроитель. Он строил Вахшскую ГЭС в Таджикистане.

В связи с переездом пришлось перейти на заочное отделение ЛГУ. Но я не пожалела, так Таджикистан поразил меня своим своеобразием и красотой. Пришлось перей­ти на заочное отделение в ЛГУ.

Проработав год в школе в Душанбе, я решила посетить местный институт НИИ геологии. Института географии тогда там не было. Зашла к директору и спросила: «Вы можете взять меня на работу? Я учусь на 3-м курсе географического факультета ЛГУ». Директор улыбнулся и ответил: «Такую девочку мы возьмем». Меня оформили старшим лаборантом. Как заочница я писала контрольные работы, темы которых присылала мне секретарь факультета, и отправляла их в ЛГУ. Раз в год летала сдавать сессию. Темой дипломной работы я выбрала «Физико-географическое районирование Памира». Так и проходило время за работой и учебой.

Памир – Горно-Бадахшанская АО Таджикистана с административным центром в городе Хорог. Как сотрудница института геологии я имела доступ в библиотеку геологоуправления. Вся литература, книги, карты, схемы по Памиру были мне доступны.

Moe putesh Krysha Mira 2 Moe putesh Krysha Mira 3

И так случилось, что именно нашу партию направили на Памир. Это было огромной удачей, даже настоящим чудом! Поездка была незабываемой. Красоту тех мест невозможно описать словами.

Едем. С одной стороны – отвесные скалы, с другой – обрывы в долину реки Пяндж. Вниз смотреть страшно, там - остовы машин, колеса, следы аварий, скелеты животных, белые рога горных баранов архаров.

Но поражала нас больше всего разница в уровне экономики двух пограничных государств. Дело в том, что река Пяндж, которая впадает в Амударью, – это граница с Афганистаном. С нашей стороны вдоль нее тянулась широкая шоссейная дорога, по которой могут разъехаться две большие грузовые машины. С афганской же стороны лежала узкая вьючная тропа, а там, где река подходила к скалам, в камни были вбиты штрихи, на которые уложили настил, получались такие подвесные «балконы»-овринги, по которым едут на ослах.

Но больше всего, конечно, поражала природа. Голые скалы, где видны выходы различных горных пород и минералов, сменялись участками, заросшими цветущей зеленью, а кое-где высились заснеженные пики горных вершин. Нас часто останавливали на пограничных постах, проверяли документы, предупреждали, где особенно опасно проезжать.

Часто встречались минеральные источники, мы пили чистую ключевую воду и набирали с собой. Без конца фотографировали богатый растительный и животный мир. Жители местных кишлаков встречали нас, как родных. Приглашали в свои дома, угощали всем, что у них имелось! Среди них, кстати, было много светлых и голубоглазых.

В интересных местах останавливались на неделю. Ходили по маршрутам парами. Геологи собирают в рюкзаки образцы горных пород, минералов. А меня как географа интересовали рельеф, животный и растительный мир (климат и т. д.). Я больше фотографировала и записывала. Так мы объехали весь Западный Памир.

И вот мы прибыли в южную часть региона в город Ишкашим. Здесь есть знаменитый источник радоновой воды (как гласит легенда, он лечит от всех болезней). На базе этого источника в Ишкашиме существует лечебница с водоемом этой целебной воды, куда приезжают на лечение с направлением от Минздрава Таджикистана, но туда попасть очень трудно, не всем удается.

Мы разбиваем лагерь недалеко от этого курорта и ходим по маршрутам в горы каждый день. А на склоне этой горы имеются выемки размером с комнату, куда стекает и накапливается эта целебная радоновая вода. На стенах выемок откладывается осадок в виде белых кристаллов. Издали они кажутся белыми ваннами.

Так мы прожили здесь в походах и купаниях 10 дней и поехали дальше – на Восточный Памир. Тут уже совершенно другой рельеф – высокогорное плато, на котором пасутся крупные быки – яки с длинной густой шерстью до земли. Климат более суровый. Вершины хребтов покрыты снегом даже летом. Люди живут в теплых войлочных юртах. Из шерсти яков делают кошмы, ковры, вяжут шерстяную одежду. Здесь было много лошадей и нас угощали вкусным кумысом.

Месяц нашего пребывания на Памире подходил к концу. Далее маршрут экспедиции лежал на высокогорное Сарезское озеро. Но путь туда был тяжелым и утомительным, поэтому женщин решили не брать. Пошли только мужчины.

А нас с Эллой отвезли в г. Хорог, купили билеты на самолет и отправили в Душанбе. И вот летим мы над Памиром. Изучаем через иллюминаторы горы. Да, здесь было на что посмотреть! Острые пики хребтов, между ними глубокие ущелья, то заросшие зеленью, то голые. А высоко над хребтами парят гордые горные орлы.

О Памир, Памир! Я благодарю тебя, ты спас меня, ты меня вылечил! Дело в том, что у нас с мужем пять лет не было детей. Я лечилась, но ничего не помогало. Тогда я предложила: «Давай возьмем ребенка из детдома». А Виктор ответил: «Подожди, мы еще молодые, будут у нас дети!» И вот после памирских радоновых ванн, не сразу, конечно, а через год, я забеременела. Это было чудом! 7 января 1964 года я родила Леночку – долгожданного нашего первенца».

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно