Археология и историография Памира

Археология и историография Памира

Памир, несмотря на свою труднодоступность, привлекал многих исследователей. На Памире побывали сотни путешественников и ученых, о нем написаны тысячи работ, в которых нашли свое отражение разные стороны природы и истории края. В то же время до 1947 года на Памире не проводились никакие раскопочные работы (за исключением мелких по масштабам зачисток). Это было время первоначального накопления сведений об археологических памятниках региона и их визуальной фиксации. Интенсивное археологическое изучение Памира началась в 1947 году и продолжалась до 1979 года. Работу проводили шесть исследователей, руководивших различными отрядами. Памир стал своеобразной высокогорной лабораторией, в которой впервые в мире вырабатывалась методика поисков и раскопок разнообразных археологических памятников, выявления новых, ранее неизвестных культур, рассказывающих об освоении одного из наиболее суровых уголков земного шара.

 

Открытие первых памятников каменного века на Восточном Памире в 1956 году явилось своеобразной сенсацией. Оно опровергло представление некоторых исследователей о том, что памирское высокогорье могло заселяться человеком только с того периода, когда люди освоили колесный транспорт. По всей территории Восточного Памира на высоте 3600 - 4500 метров над уровнем моря было зафиксировано 60 пунктов с находками каменных орудий, в том числе одна стоянка с сохранившимся культурным слоем ( Ошхона ) и четырех крупных местонахождения на поверхности, приравненных к стоянкам ( Каратумшук, Кулак-Кесты, Известковый камень, озеро Каракуль) и одна многослойная пещера "Истыкская". На стоянке Ошхона, расположенном на высоте 4200 метров над уровнем моря, в труднодоступном районе высокогорья, раскопано более 10 тысяч изделий из камня. Они представлены крупными орудиями типа скребел, скребков, выемчатых орудий, которые сохраняют в обработке палеолитические традиции.

 

Мезолитический возраст Ошхоны определяется радиоуглеродной датой -9530 лет назад. Остались неисследованными большая область Центрального Памира, Баляндкиик и другие районы верховьев реки Муксу. Наибольшие скопления пунктов находок каменных орудий выявлены в районе озера Каракуль и в долине реки Маркансу ( долина "Смерти"), по реке Аксу от Тохтамыша до Мургаба и в низовьях реки Аличур. Возраст открытых на Восточном Памире памятников каменного века заключен в основном VIII-V тысячелетиями до нашей эры. Следует подчеркнуть, что отдельные орудия каменного века, найденные в Сычуани и в Тибете на высоте 3600 - 4500 метров над уровнем моря, так и остались до сих пор изолированными находками - ни одной настоящей стоянки в "Высокой Азии" на территории Китая, Непала, Индии и Пакистана до настоящего времени не зафиксировано. Наскальные изображения - петроглифы, выбитые на скалах или отдельных камнях фигурки животных, людей или целые композиции, представляют отдельную, очень специфическую область археологических исследований на Памире.

 

К настоящему времени как на Восточном так и на Западном Памире открыто более 10 тысяч рисунков на скалах. На Восточном Памире открыты древнейшие в Центральной Азии писанницы - рисунки, сделанные краской. В Гроте Шахты красками двух тонов выполнены замаскированные под птицу человек и животные: кабан, медведь, бык. Фигуры животных достигают 85 см. По своим стилистическим особенностям и сюжету (на одном из рисунков изображено животное, пронзенное стрелами) эти рисунки очень напоминают палеолитические, но ряд особенностей и обстоятельства их нахождения заставляют датировать их мезолитическим возрастом и считать одновременными с маркансуйской мезолитической культурой Памира. Во втором пункте писанниц - сае Куртеке сохранились лишь остатки композиции, но можно различить здесь две сильно стилизованные фигурки людей с поднятыми руками. Особый интерес представляют рисунки на реке Северная Ак-Джилга, расположенные неподалеку от городища Базар-дара, где манера исполнения (рисунки не выбиты, как обычно, а вырезаны тонким металлическим предметом) и стилистические особенности и сюжет отличаются от других изображений Памира. Особый интерес представляют колесницы, с идущими за ними возницами - сюжет явно мифологического характера.

 

По всем признакам эти рисунки могут быть связаны с одной из волн движения "ариев" в Индию. На Западном Памире наибольшее скопление петроглифов зафиксировано около кишлаков Лянгар и Кишт, где исследованиями 1972 года выявлено 5878 рисунков и в урочище Выбыст-Дара у кишлака Дебаста - 1203 рисунка. Сотнями исчисляются рисунки на других пунктах, например, Чартым, Даршай, Наматгут и другие. В ряде пунктов на Бартанге, Ванче и Кокубельсу количество изображений не превышает нескольких десятков или даже нескольких рисунков. Несмотря на сложность определения возраста наскальных изображений, исходя из опыта изучения петроглифов Центральной Азии, выделены шесть возрастных групп, древнейшие из которых относятся к заключительным этапам каменного века: мезолиту и неолиту ( VIII- IV тысячелетия до нашей эры), к эпохе бронзы ( II тысячелетие до нашей эры), "скифо - сарматского" типа ( I тысячелетие до нашей эры), кушанского и тюркского времени ( первая половина I тысячелетия нашей эры), средневековая и современная относящаяся к нашим дням. На территории Памира проводились также антропологические исследования. В результате раскопок могильников Тамды и Ак-Беит в южной части Восточного Памира и могильниках центральной и южной части Памира были добыты 92 черепа.

 

Лишь предварительное, но очень важное определение дано по 8 черепам из могильника Чильхона (Западный Памир). В итоге специалисты пришли к заключению о полной однородности антропологического материала как Восточного, так и Западного Памира. Как это и было показано на основании археологических наблюдений, на запад пришли те же памирские саки. Палеоантропологическое определение последних не вызывает споров "… население Памира в сакское время характеризовалась расовым типом средиземноморской расы. Очень узкое лицо и довольно высокие глазницы дают возможность говорить о восточно-средиземноморском типе, а гиперморфность черепов мужчин дает право считать их тип протосредиземноморским". Раскопки сакских курганов на Памире можно назвать самой яркой страницей исследования памирского высокогорья. Всего на Восточном Памире с 1948 по 1961 годы вскрыто и изучено более 330 курганов и культовых мест, подавляющее число из которых принадлежит сакам.

 

Главные группы могильников расположены в верховьях рек Аксу, Истык, Памир, в низовьях реки Аличур и по реке Кокуйбельсу, а также по берегам озер Зоркуль и Яшилькуль. Если взглянуть на карту распространения могильников саков на данной территории, то легко можно заметить, что большая их часть связана с юго-восточной частью плоскогорья. Объяснение этому дано в одной из работ исследователя А.Н.Берштама"… южные долины дают открытый выход в богатые долины Западного Памира, а главное в такие страны как Афганистан, Тохаристан, Восточный Иран и через Гиндукуш в Северную Индию… . Эти долины были одновременно трассой для военных походов, позднее став дорогой купцов и паломников". Если в послесакское время жизнь на Восточном Памире, практически замирает, и лишь отдельные находки свидетельствуют о случайно заходящих сюда караванах, на Западном Памире античное и следующее за ним время представлено значительным количеством горных крепостей.

 

До наших дней сохранились остатки крепостей в Шугнанском районе - Имом-Хона, Ван-кала, Ривак, Кафир-кала, в Рошткалинском районе - Сидж, Рошт-кала, Чарык-кала, в Ишкашимском районе (Вахане) - крепости Каахка, Ямчунь (Сайгашень), Даршев-кала, Вранг, Иссор, Ратм, Абрешим-кала, Вахан-кала, Рын. Этот список не исчерпывает количество крепостей названных районов, как и других мест Западного Памира. Слабо изучены крепости Дарваза и Ванча, которые преимущественно полностью разрушены. Общее количество крепостей указанного времени значительно. Они делятся на крепости с мощной оборонительной системой, которые имели стратиграфическое значение и крепости "провинциального" типа, выполнявшие задачи обороны локальных участков. Среди первых такие крупные крепости, как Каахка и Ямчунь, крепости второго типа представлены крепостями Рошт-кала, Рын, Джаушангоз и другими. Самой яркой особенностью памирских крепостей является их расположение, которое прежде всего отвечала задачам обороны памирских ущелий и вместо обычных для равнинных крепостей платформ, здесь выбирали удобные скалы - останцы или скалистые отроги горных хребтов, используя при этом слияние элементов природной обстановки и фортификации. И действительно, прислонившись к крутым скалам, словно гнёзда фантастических птиц, башни и стены некогда грозных крепостей и сегодня производят сильное впечатление.

 

Но было бы совершенно неправильным видеть в памирских крепостях лишь отзвук оборонительных задач могущественных империй. Археологическое исследование этих крепостей позволило в дальнейшем правильно понять историческое место Вахана (Ишкашимский район) в античное и раннесредневековое время. Исследования по изучению средневековых памятников Памира в основном были связаны с горным делом. На Восточном Памире только один памятник средневековья - городище Базар-дара. На завале озера Яшилькуль обнаружены надписи XII века нашей эры, а также выработки на золото, серебро и другие полезные ископаемые. Особое значение имеет исследование городища Базар-дара, которое расположено на высоте 4000 метров над уровнем моря, на правом берегу реки в районе Элги-Сая. Оно было открыто в 1963 году и её возраст датируется IX-XI веками нашей эры. Здесь археологи встретились с поселением специального назначения - поселением рудокопов, добывавших серебро. Неподалеку по Элги-Саю найдены древние подземные выработки, участки открытой добычи, площадки для её предварительной обработки.

 

Как показали исследования на реке Западный Пшарт и её правом притоке реки Сасык, на Восточном Памире имелся по крайней мере ещё один крупный центр рудно-промышленной провинции. Не исключено, что он представлял одно целое с поселениями в долине реки Базар-дара. Следующий большой район серебряной рудодобычи X-XII веков нашей эры исследован в Шугнане, в долинах левых притоков реки Гунта - Токузбулака и Варшездарьи, где раскопано 3 больших жилых комплекса в районе кишлака Варшез, перекликающихся по своей структуре, планировке и строительным приемам с поселениями рудокопов Восточного Памира. Исследования рудника Кухилал, где добывались бадахшанские лалы (благородная шпинель) показали, что рудник функционировал с перерывами в трех отрезках времени: VIII-XII , XIII-XV и XVIII-XIX века нашей эры. Рудник переживал периоды расцвета и упадка, связанные с социальными и политическими причинами.

 

По выводам исследователей, сведения "средневековых письменных источников и упоминания путешественников о руднике бадахшанских лалов, независимо от названия, следует отнести к месторождению Кухилал". По данным исследователей на Памире сейчас известно более 80 пунктов добычи различных полезных ископаемых и мест плавок руды, начиная с VII до XIX века нашей эры включительно. Другим ценным историческим памятником является культовый комплекс в кишлаке Вранг. Он находится выше известного в литературе пещерного "города" и состоит из трех частей, объединенных наружной стеной. Не совсем ещё понятное центральное сооружение напоминает зиккурат или буддийскую ступу. Судя по керамике, форме кирпича построек и их некоторым особенностям комплекс может быть ориентировочно датирован VI веком нашй эры. По всей вероятности, помещения, вырубленные в обрыве, служили для жизни обитателям монастыря. Несмотря на значительные исследования памирского высокогорья ещё остаются невыявленными вопросы связей между Дарвазом и Памиром в эпоху каменного века, ведь именно в период неолита закладывались здесь первые элементы генезиса таджикского народа, сохранившего свой этнос и культурные особенности в трудной борьбе с волнами завоевателей, не раз захлестывавших узкие горные долины Западного Памира.

 

Это очень важная задача, поскольку до настоящего времени генезис памирских таджиков традиционно связывается с приходом на Западный Памир сакских племен. Слов нет, - саки сыграли свою важную роль в процессе формирования таджиков Памира, но было бы неправильно думать, что первые, ещё редкие заходы людей степной бронзы, следы которых обнаружены, например, в долине реки Южбок, фиксируют первое появление людей в этом районе Таджикистана. Более логично думать, что Памир был освоен человеком значительно раньше - в эпоху палеолита, а в пост-палеолитическое время, и это хорошо демонстрируют многочисленные стоянки Восточного Памира, эта высокогорная зона использовалась как великолепная зона охоты в течение многих тысяч лет.

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены