![Горная болезнь: Караван от Душанбе до Бишкека](/media/k2/items/cache/2a7f22d14d5e4b84aefe513babb71424_L.jpg)
Палаточная ночевка в горах Памира стала адом. Голова болела так, словно в нее воткнули отвертку, а тело в спальном мешке раздирали температурные контрасты: верхняя часть изнывала от жары, а ноги немели от холода. Но самое изощренное испытание бессонной ночью на высоте 3800 метров устроил мозг, взявшийся прокручивать в памяти события, вспоминать которые совсем не хотелось. Горная болезнь?
По-научному — гипоксия. Неприятное состояние, которое бывает в горах, особенно при быстром подъеме. Его провоцируют недостаток кислорода, солнечная радиация и перепад температур. Но я еще легко отделался. Ведь если бы согласился проехать весь маршрут трансазиатского путешествия Volkswagen Amarok через Среднюю Азию, Китай и Монголию, то наряду с горной болезнью получил бы еще передозировку впечатлений. Это все равно что опустошить за вечер литровую бутылку элитного алкоголя и уже на следующий день не помнить ни вкуса, ни запаха, ни даже цвета этикетки. Я решил не злоупотреблять восточной экзотикой и проехал с караваном Volkswagen только один этап трансазиатского пробега — от Душанбе до Бишкека.
![]() |
![]() |
Наша команда двигалась на пикапах Volkswagen Amarok с двухлитровыми битурбодизелями мощностью 180 л.с., постоянным полным приводом и автоматической коробкой передач. В моей системе координат это самая правильная и сбалансированная версия даунсайзингового Амарока (впечатления о других — в АР №№6, 2010, 1, 2013 и 13, 2016), потому что «автомат» сглаживает сложный характер «передутого» двухлитрового дизеля, а дифференциальная трансмиссия наделяет машину покладистым характером. Даже несмотря на то, что понижающая передача здесь заменена на электронный Оff-Road, — режим, который лишь позволяет чуть эффективнее тормозить двигателем на спусках, менять алгоритм работы противобуксовочной системы и корректировать настройки электронной педали газа.
![]() |
Колонна новеньких китайских карьерных самосвалов двигалась нам навстречу на стройплощадку Рогунской ГЭС. Ее возведение было начато еще в 1976 году, но после распада СССР проект законсервировали. Формально — из-за потенциальной сейсмоактивности района и риска возникновения оползневых и селевых процессов. Главным же политическим оппонентом проекта стал соседний Узбекистан, опасающийся влияния строительства на гидрографию Амударьи. Но если Рогунскую ГЭС все же закончат, то ее плотина станет самой высокой в мире (проектная высота дамбы — 335 м) и образует громадное водохранилище, которое будет использоваться не только как энергоноситель, но и для нужд ирригации
Первой достопримечательностью солнечного Таджикистана, при виде которой я ошалело присвистнул, стала строящаяся гидроэлектростанция близ города Рогун. От живой диорамы с многоуровневыми горными разрезами, вдоль которых петляет русло реки Вахш, невозможно было оторвать глаз. Там копают, тут роют, здесь вывозят грунт — с верхней ветки серпантина вереницы карьерных самосвалов выглядели муравьями-трудягами. Рогунскую ГЭС начали строить еще при СССР, после развала Союза проект заморозили, а теперь решили реанимировать. Интересно, что грузовики на местной стройке века работают сплошь китайские, а вот экскаваторы и спецтехника — южнокорейских марок.
Проехать из Центрального Таджикистана в сторону Памира можно двумя путями. Старая континентальная дорога из-за особенностей местности является проезжей лишь до первых снегов, а вот путь вдоль реки Пяндж действует круглый год. Совет: если планируете дикое путешествие на «крышу мира», то вычеркивайте к чертям все избитые маршруты с золотыми куполами, рахат-лукумами, коврами-моврами, базарами-мазарами — и внимательно изучите карту Южного Таджикистана. Цивилизованный туризм здесь не развит, но если это не пугает и вам интересно, как выглядит настоящая аутентичная Азия (во всех ее проявлениях!), то ехать в сторону Памирского плато рекомендую именно этим путем. И лучше без автостопа: самым разумным поступком будет аренда автомобиля с водителем-гидом. Цены очень разные, так что не ленитесь искать альтернативные варианты! Хотя дикие туристы, которых я встречал на пути, умудрялись проехать по стране на попутках, не потратив ни копейки: за еду и ночлег в частном секторе здесь денег не берут. Население южных районов Таджикистана вообще невероятно приветливо, и, к примеру, чтобы попробовать местных фруктов (здесь вызревает инжир, виноград и растут невероятно сладкие гранаты), можно даже не заморачиваться с обменом денег: на базаре с вас их просто не возьмут.
![]() |
Стада животных в это время года перегоняют на зимние пастбища |
![]() |
![]() |
|
Это один из самый широких участков Пянджского ущелья. В других местах Афганская территория значительно ближе | Озеро Яшилькуль — один из самых красивых водных объектов Таджикистана |
А что творят дети! Характерной азиатской зашуганности у местных мальчишек и девчонок нет и в помине. А поскольку в школе они учат не только русский, но и английский язык, при встрече с приезжими пускают в ход сразу все свои лингвистические инструменты: «Привет-Хелло!»
![]() |
![]() |
|
Пикап — правильный транспорт для путешествий. И смотрится в горных условиях гармонично! | В советские времена Мургаб был самым высокогорным городом СССР! |
Только знайте, что близость и прозрачность границы с Афганистаном накладывают на эту местность ряд весомых туристических ограничений. К примеру, проезд в сторону Памира через Пянджское ущелье возможен только при оформлении именных пограничных пропусков, которые вам придется показывать на каждом блокпосту. Точно такой же режим действует и на территории заповедников, причем за их посещение взимается дополнительная плата, — как с туристов, так и с автомобилей. А еще местные красоты не получится поснимать с высоты птичьего полета: квадро- и гексакоптеры ввозить на территорию Таджикистана категорически запрещено. Таможенники никак не объясняют этих ограничений, но когда подъезжаешь к афганской границе, то сразу понимаешь природу запрета: лучшего средства доставки «посылок» с другого берега, чем маленький беспилотник, не придумать.
![]() |
Палаточный лагерь на Памирском плато мы разбили на высоте 3600 метров |
Дорог в привычном их понимании здесь нет. По ущелью тянется узкая лента грунтовки, которая временами превращается в стреляющий камнями грейдер, но потом вновь становится мягкой пыльной колеей. Если солнце светит в глаза, то пиши пропало: не видно ни черта! Ползешь на ощупь и бубнишь про себя заклинание: слева — каменная стена с рублеными выступами, о которые можно снести переднюю стойку и крышу, а в двух метрах справа — обрыв с сыпучим краем. И ладно бы еще с ровным! В местах, где с гор стекают ручьи, порода осыпается, образуя языки-провалы. С водительского места их видно не всегда, а вот сидящего справа пассажира периодически накрывает волной ужаса. Дергаться бессмысленно: даже если успеешь отстегнуться и выпрыгнуть, шансы на выживание равны нулю, потому что ущелья в Таджикистане — это бездна, более глубоких разломов земной коры я не видел нигде.
Горным орлом за рулем Амарока я чувствовал себя до тех пор, пока на одном из прямых участков не уперся в вереницу встречных грузовиков, пропускавших наш караван: тяжелые машины с двумя управляемыми осями и прицепами-контейнеровозами ждали своей очереди на проезд узкого места. Парни, как вы это делаете? Ведь каждый ваш маневр — что задачка из учебника по начертательной геометрии: тут протиснуться, здесь не зацепить… Никаких сонаров-парктроников и камер бокового обзора, а одно сплошное «аналоговое» чувство габарита. Феноменально! Снимаю шляпу.
![]() |
• Пянджское ущелье — это приграничный район. И для его посещения необходим именной пропуск
• Строительство дороги на афганской стороне я снял длиннофокусным объективом. Кирки, лопаты и тачки. Никакой техники и механизации!
На первый взгляд, грузовой трафик через Пянджское ущелье хаотичен и беспорядочен. Но это управляемый хаос. Главным аргументом здесь является здравый смысл, и даже при формальном преимуществе водитель фуры не начнет маневр, если есть хоть малейший риск запереть встречные машины или создать помеху. Воистину, есть чему поучиться.
![]() |
Здесь уже не могут проехать даже мотоциклисты — по петляющим горным тропам афганцы передвигаются только так |
А вот на афганском берегу совсем иная движуха. Там проложены не дороги, а узкие тропы, по которым снуют редкие мотоциклисты (все байки — малокубатурные китайские эндуро), гужевые повозки и навьюченные ослики. Картинка словно из клипа на песенку про маленькую лошадку, которая стоит очень много денег. Постепенно тропа становится уже и уже, потом превращается в еле заметную нитку и затем пропадает, чтобы появиться вновь на двадцать метров выше по склону. То есть люди и животные входят внутрь горы, а потом неожиданно появляются совсем в другой стороне. Местные рассказывают, что во время известных афганских событий моджахеды уходили от советского спецназа именно такими тропами.
Памирский тракт встретил наш караван сильным ветром, холодом и гололедом. И внедорожные шины Goodyear Wrangler, в которые были обуты Амароки, в очередной раз доказали, что универсальных и всесезонных рисунков протектора не бывает. Как шикарно Wrangler греб по гравию и мелкой сыпучке! Как сопротивлялся проколам и порезам! Но стоило выехать на укатанный снег Памирского плато, как машина «поплыла», причем во всех направлениях. На спусках с перевалов было очень страшно, потому что продольный держак отсутствовал, а тормозить об обочину со стороны обрыва я не рискнул бы даже при угрозе встречного столкновения. Поэтому рулем я работал плавно, без перекрутов и старался избегать слишком широких заходов на дугу. Тормозной педали тоже касался как горячих камней на пляже и до последнего старался тормозить передачами. Вот только двухлитровый Amarok с «автоматом» делает это плохо: на затяжных спусках тормозного момента от двигателя машине не хватает. В режиме Drive умная трансмиссия сама переключается на нижние диапазоны, но происходит это по непонятному алгоритму и почему-то не всегда.
Второй памирской проблемой стала невероятная нагрузка на зрение. Привыкнуть к горному солнцу и к ярким цветам, выстраивая правильную радугу из оттенков, здесь очень сложно даже в специальных очках. А как только их снимешь, так тут же получаешь по глазам «сваркой».
![]() |
«Крыша мира» Памир. Невероятная смена декораций, климата и дорожного покрытия. Скользко, аж жуть! |
Асфальт на Памирском плато встречается, но участки с твердым покрытием коварны, потому что изобилуют глубокими волнообразными провалами. Чуть зевнул — и тут же вывешиваешь колеса в прыжке. А я зеваю. Потому что на разреженном воздухе реакции становятся размазанными, моторика — ленивой, и остается лишь завидовать жителям высокогорных поселков, у которых нет никаких проблем с высотной акклиматизацией. Самое известное из таких местечек — Мургаб. Сейчас это скромный административный центр Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана, а в прежние времена Мургаб имел статус самого высокогорного города в СССР: все-таки 3600 метров!
![]() |
![]() |
|
На высоте 4000 метров лежит плотный снег и дует очень сильный ветер! | Ослепительный, холодный и ветреный Памир заставил радикально сменить экипировку |
Потом была бессонная ночь в ветреной долине. Я вылезал из палатки, пробовал бродить под звездным небом, но адаптироваться к высокогорным условиям так и не смог. А утром после подъема на перевал Акбайтал (это наивысшая точка Памирского тракта — 4600 метров) окончательно поплыл и, сдавшись, пересел на пассажирское место. А вот у Амарока не было ни намека на горную болезнь! Мотор тянул здесь без признаков асфиксии, а средний расход топлива в высотных районах составил 10,8 л/100 км — это отличный результат.
![]() |
В каждой машине стоял дополнительный топливный бак. Перекачивали топливо с помощью высокопроизводительного электронасоса |
Границу с Киргизией мы пересекли на отметке 4200 метров над уровнем моря — и, перевалив через хребет, оказались в эпицентре снежной бури. За лобовым стеклом висела непроглядная пелена, шины не держали совсем — и в крутые «шпильки» серпантина после затяжных спусков мы попадали, выскальзывая всеми четырьмя колесами. А вот местные водители гололедные проблемы решали радикально — с помощью цепей, которые умудрялись надевать за считаные минуты.
![]() |
![]() |
|
Озеро Кара-Куль ещё одна жемчужина Памира | Озеро Кара-Куль ещё одна жемчужина Памира |
Киргизская столица Бишкек после сказочной прогулки по Памиру показалась душным мегаполисом с непредсказуемым движением и невоспитанными водителями. Проезд на желтый сигнал светофора здесь считается очень серьезным проступком, поэтому киргизские лихачи предпочитают ездить на красный. Ей-богу, на скользких горных перевалах я чувствовал себя уютнее и увереннее. И тем, кто решит проехать через Пянджское ущелье вдоль афганской границы на Памирское плато, рекомендую вообще не задерживаться в крупных городах, дабы не накапливать дорожный негатив. Только не спешите! Чтобы комфортно чувствовать себя в горах и не испортить себе настроение неприятными симптомами, заложите на этот путь как минимум неделю, останавливаясь на ночлег там, где понравится. Чтобы оставались силы смотреть по сторонам, фотографировать и удивляться.
Фото: Константин Сорокин
Кыргызстан. Перевал. Комментарий Сорокина
Оставить комментарий
Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены