Правдивая история путешествия в Среднюю Азию ( Мургаб )

Правдивая история путешествия в Среднюю Азию ( Мургаб )

День 9, в котором мы форсируем реки и поднимаемся на заоблачные высоты Ну а 14 августа начался настоящий Памирский тракт. Весь день мы ехали то по плоскогорью, то перевалам типа Ак-Байтала (высота 4700 метров). Как выяснилось, сель всё-таки сошёл за несколько дней до того, и некоторые участки дороги были затоплены.

 

А потом мы наткнулись вообще на смытый мост. То есть его совсем смыло и никто не собирался его восстанавливать. Что делать? Поехали по плато объезжать реку. Километров 30 или 40 двигались по совершенному горному бездорожью, периодически форсируя то ручейки, то натуральные речки, пока не доехали до верховьев и там уже форсировали самую главную реку. Всё это время ещё и дождик капал. Поэтому каменистую землю размыло и уже на дороге обратно, в виду трассы, большой грузовик застрял. Пришлось нам коллективно его откапывать, подкладывать под колёса дощечки и камни и вообще понервничать.

 

Но ничего — выбрался, несмотря на свои 30 тонн. Только выползли на трассу, а там в близлежащей речке ГАЗик тонет. Точнее, застрял при форсировании. Ещё три часа вытаскивания. Вытащили! Ура, совершили доброе дело, поехали дальше. Вообще, водитель нашего грузовичка, памирец Калаш — просто ас.

 

Я не понимаю, как мы за весь этот день ни разу не застряли и вообще не сверзились куда-нибудь. Тридцать лет езды между Ошем и Мургабом — не хухры-мухры.За 30 километров до Мургаба наш грузовичок свернул налево, в кишлак Рангкуль, а мы пересели в большой грузовик (я в кузов) и поехали в Мургаб. И вот наконец мы в центре мургабского района, в Таджикистане, в Горном Бадахшане! Первой нашей проблемой оказалось, что у нас нет таджикских денег. А на дворе вечер субботы. А Дашка что-то простудилась и мы хотели найти какую-нибудь дешёвую гостиницу. Гостиницу-то нашли (8 сомони за сутки с человека — рублей 60, получается), но хозяин, Нурали, сказал, что рубли в Мургабе вообще никто не берёт. Мы в шоке отправляемся искать хоть что-то похожее на обменник. К счастью, нашли менялу на базаре и обменяли рубли по довольно приличному курсу. Ура, мы вписаны в гостиницу «Мургоб»! Вторая проблема — российский «Мегафон» в мургабских сотовых сетях не регистрируется вообще. То есть, мы без связи оказались, а магазины, торгующие местными симками, уже закрылись. Успели ещё сходить в «круглый дом с интернетом на окраине», упомянутый в «Вольной Энциклопедии». Круглый дом оказался офисом ACTED — благотворительной какой-то организации, но был он закрыт наглухо.Ну и ладно — счастливые, легли спать на кроватях в номере с видом на горы, полистав какой-то журнал на английском про то, как клёво на Памире.

 

 

День 10, в котором мы мы имеем беседу с райпрокурором Этот день решили полностью провести в Мургабе. Купили местную симку и так обрели Интернет. Гуляли по посёлку, фотографировали памирцев и их дома с плоскими крышами и спутниковыми антеннами на глиняных стенах. Нашли дешевейший переговорный пункт (минут разговора с Тюменью на российские деньги 7-8 рублей).Мургаб напоминает кадры из сказочных фильмов — кругом горы, фигуры выветривания всякие, дома эти ирреальные, почти сливающиеся с горами... Люди с замотанными лицами: защита от высокогорного солнца и от резкого ветра. Дети, играющие на остовах советских легковых машин.На водокачке (кстати, их везде понаставила всё та же ACTED) познакомились с женщинами, которые тут же зазвали нас в гости пить чай. Мы пришли, а это, оказывается, семья свеженазначенного районного прокурора Мургаба :) Ну, нам что, познакомились, попили чайку, пообщались. У райпрокурора этого брат живёт в Рушане (это уже гораздо ниже и ближе к цивилизации, под Хорогом), а учится в Тюмени на МИФУБе (Международный институт финансов, управления и бизнеса)! Уже первый курс закончил. Правда, прокурор без обиняков объяснил нам, как брат попал на МИФУБ — видимо, Министерство образования Республики Таджикистан как-то закупает или бронирует места в разных российских ВУЗах, а потом распределяет их по блату среди чиновных родственников. Причём тот или иной родственник до последнего не в курсе даже, на какую специальность он попадёт и в какой город. Гарантируется только российский ВУЗ. Жесть.Ну а сам райпрокурор вполне нормальный, много интересного рассказал. Например, что не так давно несколько десятков мургабских мужиков с автоматами перешли границу с Китаем (она там рядом) и угнали китайский скот. Международный скандал! Пришлось разбираться. Ну и всё такое прочее. Так незаметно прошло 15 августа, мы вернулись в нашу «мехмонхону» (гостиницу) и легли спать в благими намерениями с утра встать и попробовать устопить на Хорог, а возможно — и поездить по бадахшанским кишлакам вокруг него, типа Ишкашима.

 

День 11, омрачённый болезнями Но намерения наши осуществились не вполне. Ранним утром 16 августа у меня начался приступ чего-то вроде горной болезни, совмещённой с эписиндромом. Так что первую половину дня мы провели в мургабской больнице. Врач однозначно сказал, что мне нужно срочно сваливать с высоты 3600, на которой находится Мургаб, а иначе кислородное голодание моему мозгу спокойно жить не даст. Даже дал направление в хорогскую больницу. Так что мы решили не испытывать судьбу попытками автостопа (тем более, после обеда), а поехать туда на маршрутке-«таблетке» по 60 сомони с человека. По дороге наблюдали плато Восточного Памира и многочисленные юрты кочевников-киргизов. Ещё ели в придорожной чайхане вкусную рыбу осман...

 

Выводы: Центральная Азия и Памир прекрасные места и туда обязательно нужно вернуться. Их населяют замечательные люди, которые по доброте и искреннему гостеприимству дадут фору большинству россиян. Да, это бедные страны (за исключением Казахстана), но их жители не озлобились на весь мир, а наоборот — остаются открытыми и душевными. Казахи, киргизы, памирцы, таджики, которые нас подвозили, вписывали, кормили, поили, рассказывали о своей земле и просто желали доброго пути! Мы вас любим! Current Music: Brazzaville - Shioda

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены