Народ Памира

Народ Памира

История

Горно-Бадахшанская автономная область (ГБАО) образована 2 января 1925 года в составе Таджикской ССР. Расположена в восточной части страны, занимая 40 % территории Таджикистана -63,7 тыс. квадратных километров. На севере граничит с Киргизией, на востоке с Китаем, на юге и западе с Афганистаном В 1911 году, в 23:15 с 5-го по 6-е на Памире произошло событие, которое внесло существенные изменения в местную географию. От сильных подземных толчков в упомянутую ночь произошел обвал огромной горы в долину реки Бартанг у кишлака Усой. От этого весь кишлак погиб со всем населением и скотом. В 1928 году большой комплексной памирской экспедицией в результате фото теодолитной съёмки был описан обнаруженный двумя годами ранее пик, господствовавший над всеми заоблачными гигантами региона. Он был ошибочно принят за пик Гармо. И лишь в 1932 году разгадка узла Гармо увенчалась успехом: специалисты установили, что пик Гармо находится на 20 км в стороне от самой высокой вершины Памира.

 

 

Топографические съёмки сделанные И. Дорофеевым дали возможность определить высоту пика - 7495 метров. Позже её нанесли на карты и присвоили ей имя "отца всех народов" - Сталина (а в 1962 году переименовали в пик Коммунизма). Пик Коммунизма - самая высокая вершина Памира и бывшего Советского Союза. С 1999 года она носит название пик Исмаила Сомони В 1931 году около Хорога был основан один из самых высокогорных в мире Ботанический сад, сотрудники которого изучают растительность края и садоводство. Сад насчитывает более 2 тысяч видов растений. Основные отрасли промышленности области: легкая и пищевая. В 2001 году промышленных товаров в Горно-Бадахшанской автономной области было произведено 11 млн. 671 тыс. сомони, что на 31,8% выше показателей 2000 года. В 1998 году в истории Бадахшана открылась новая страница: стала функционировать магистраль Муграб-Кульма-Каракорум и Куляб-Дарваз, которою в народе называют "Шохрохи Вахдат" (магистраль единения). По существу, с введением в строй этих дорог область вышла из географической изоляции. Это позволит Таджикистану выйти к крупным морским портам Китая, Пакистана и Индии.

Природа

ПАМИР - имеющего высочайшие в Советском Союзе горные вершины (пик Коммунизма, 7495 м) и крупное горное оледенение (ледник Федченко, 71 км,- самый длинный в странах СНГ). Территория области делится на западную (меньшую) и восточную (большую) части. Западная часть в среднем ниже и более расчленена: глубокие узкие долины правых притоков р. Пяндж пересекают её с запада на восток; их разделяют хребты, возвышающиеся над днищами долин на 3000-4000 м и более. Восточная часть-высочайшее выровненное нагорье с плоскими долинами и котловинами, над которыми горные хребты поднимаются на 1200-1800 м. Самые низкие места в западной части не опускаются ниже 1500 м, в восточной - ниже 3600 м. Климат западной части умеренно континентальный. Средняя температура января -7,8°С, июля 22,2° C , осадков около 240 мм в год (Хорог). В восточной части намного холоднее и суше: средняя температура января -19,6°С, июля 13° C (Мургаб), осадков 60-70 мм в год. Продолжительность вегетационного периода (с температурами выше 5°С) 223 дня в Хороге и 140 дней в Мургабе. Главные реки в западной части - Пяндж и его притоки Ванч, Язгулем, Бартанг, Гунт с Шахдарой - берут начало в ледниках или проточных озёрах, многоводны, стремительны, изобилуют порогами и водопадами. Реки восточной части - Мургаб с Оксу, Аличур и др., наоборот, маловодны, текут медленно, меандрируют в широких долинах. Озёр немного. В восточной части - бессточные озёра Каракуль (наиболее крупное), Шоркуль, Рангкуль и др. Из проточных озёр выделяются Сарезское (на границе западной и восточной частей), Яшилькуль и Зоркуль. Почвенно-растительный покров в западной части носит черты сильной ксерофильности во всех поясах: в нижних - серозёмы с полынями, солянками, кузиниями, а весной эфемеровой растительностью; в верхних - пустынно-степные почвы с полынями, ковылем, типчаком и колючетравием; у вершин хребтов - подушечки (из акантолимонов) и пятна лугов с осоками и кобрезией. По берегам рек встречаются рощицы из ив, тополя, джиды, на склонах - редкие заросли арчи. В восточной части на выровненных участках - высокогорные пустынные почвы с редкими кустиками терескена и подушечниками, местами болотистые низины; по склонам гор на каменисто-щебнистых почвах растительность крайне разреженная. Из животных повсеместно распространены волк, лисица, заяц-толай, снежный барс, горный козёл, длиннохвостый сурок, крупные хищные птицы и др. На западе обитают рысь, дикобраз, кабан, на востоке - архар. В реках и озёрах водятся форель, маринка, голец.

Религия

Жители Горного Бадахшана исповедуют ислам. Жители Дарваза, Ванджа и Мургаба мусульмане сунитского толка - Ханафия. Жители Рушана, Шугнана, Шахдары и Ишкашима мусульмане шиитского толка - Исмаилия. Исмаилиты отделились в IX в. От остальных шиитов после правлении шестого шиитского Имама – Джаъфара Садика. Они настаивали на замешении должности имама после его смерти его сыном – Исмаилом, который к тому времени безвременно исчез и умер, но остался его сын – Мухаммад. Исмаилиты имеют духовного лидера, который является прямым потомком пророка Мухаммада. В данный момент духовным лидером исмаилитов является Его Высочество принц Ага Хан IV, который является сорок девятым (49) по счету духовным лидером исмаилитов. Таджики Горного Бадахшана являются потомками древнейщих восточно-иранских племен. Они входили в состав скифо-сакских объединений, игравших огромную роль в этногенезе иранских и других народов Центральной Азии. Эти народы внесли свою ленту в создании культуры Бактрии, Кушан, Саманидов, Гуридов и т.д. Остатки древних крепостей и пограничных укреплений Бактрийского и Кушанского периода существует в Бадахшане до сих пор. В древние и средневековые периоды здесь проходили торговые и военные пути, соединяющих Европу с Китаем. По этому пути, через Вахан религия буддизма распространилась в Китай. В Ваханском коридоре столкнулись арабская мусульманская и китайская циливизации. Через эти дороги везли в Китай товары различного качества, например, из Согда военные кольчуги для Китайской армии, из Шугнана шиповник для китайского императора, музыкальные инструменты из Бактрии и Согда. Обратно шли караваны с китайскими товарами: бумагой, шелком, фарфором и т.п. Здесь проходили ветви Великого Шелкового Пути, которые были связаны с добычей Лаъла – благородной шпинели в Шугнане и перевозкой его в Вавилон, Египет и Китай. Бадахшанские таджики сохраняют в языке и в быту много элементов древнеиранской идеологии, как и таджики долин Таджикистана. Но они имеют и свою специфику. Это отразилось во многих ритуалах и обычаях, например, во время свадебной церемонии, ритуала с огнем и в ритуалах домашнего очага. Жених перед уходом за невестой и всякий уходящий в путешествие из дома должен поцеловать домашний очаг с заженными благовониями. Свои особенности сохранились и в языке. Например, древнеиранское божество плодородия и воды - Анахита (Нана), сохранилось в шугнанском языке под именем материи - Нан. То же самое авестийское Замёд (Земля), как один из священных элементов сохранилось в слове Земад (Земля). Таких примеров можно привести множество. Почитание огня как элемент вошел даже в исламскую идеологию. Это можно увидеть в обряде поминаний ушедших - зажигании факела (чарогравшанкуни). Бадахшанцы последователи Исмаилизма. Это направление очень известен в средневековое время, как свободолюбивое и толерантное к другим течениям Ислама. В исмаилизме, возникшем в среде арабских и иранских мусульман, сохраняется сильный дух свободы, любви к знаниям и просвещению. Приверженцы исмаилизма наравне с другими защищали эти земли от нашествие крестоносцев во времена Крестовых походов, долго обороняли Иран и Багдад от монгольского нашествия и совершали бесчисленные подвиги. Были и трагические страницы в истории исмаилизма. Из-за политических перепитии, иногда они подвергались гонениям и на Ближнем Востоке и в Средней Азии. Большой вклад внесли исмаилитские мыслители в культуру Средней Азии во времена Саманидов. К этим просветительским кругам имели близкие отношения Фирдоуси, Ибн Сина и др. При правлении исмаилитских Фатимидов в Каире был создан Дом Науки (Академия) и самое важное - первый университет в мире - Ал-ахзар, где мусульмане обучались всем существующим в то время в мире наукам. Известный таджикский поэт и мыслитель XI в. Насыр Хусрав, который возгловил миссию просвещения Харасана, навсегда оставил память о себе в сердцах жителей Горного Бадахшана. Традиция науки и образования сильно сохраняются в среде бадахшанских исмаилитов до сих пор. По все вероятностей, исмаилизм проник в Горный Бадахшан очень давно, т.е. еще до X в. Косвенным свидетельством, это является обнаруженные исключительно здесь древнейщие рукописи шиитского и исмаилитского толка. Для примера можно назвать рукописи «Умм-ул-китаб»-а отрывки из космолого-теологической системы исмаилитов времен имама Джаъфара Садика. Видимо деятельность Насыра Хусрава совпало с этой готовой благодатной почвой. Здесь, именно в этих теснинах гоор, он создавал свои основные философско-теологические сочинения, а также диван стихов, и как он сам выражается каждый год он их распространял по всему миру.

Язык

Основной частью населения западных районов Бадахшана составляют таджики. Дарвазские и ванджские таджики говорят на фарси-таджикском языке, жители Рушана, Шугнана и Шахдары говорят на шугнанском-рушанском языке таджиков, происходящим из древних восточно-иранских языков. Ишкашимцы говорят на фарси-таджикском, на ваханском и других восточно-иранских языках. Мургабцы говорят на киргизском языке, но там живут так же жители говорящие на таджикском языке.

Народ

1) язгуламцы (самоназв. згамик) - живут в выcoкогорной долине реки Язгулём.

2) шугнанцы (самоназв. хугни или хунуни) - живут в Горно-Бадахшанской АО - на правобережье реки Пяндж между кишлаками Сохчарв и Хасхараг и в районе Шугнанского хребта в долинах рек Гунт и Шахдара, на севере Афганистана (левобережье реки Пяндж). Самый крупный по численности из памирских народов.

3)бартангцы (самоназв. бартангидж) - около 2 тыс. человек) - живут в выcoкогорной долине реки Бартанг, в нижней и средней её части, а в верховьях - в Рошорве (старое написание Орошор) - локальная группа бартангцев - рошорвцы (рожорвидж).

4) ишкашимцы (самоназв. ишкашими) - живут в Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана (в основном, в кишлаке Рын) и в северо-восточном Афганистане. Численность около 500 человек.

5) рушанцы (самоназв. рхен или рушни)

6) сарыкольцы - населяют долину Мургаба, а также живут в Китае (в Синьцзяне), в чертах лица сарыкольцев, в отличие от остальных памирцев, может быть заметна некоторая монголоидность.

7) хуфцы

8)баджуйцы

9)Стоило бы добавить еще и население Ванчи Болор - Горного или Bыcoкого Ванджа, однако в данный момент население Ванча пользуется таджикским языком и свой оригинальный памирский язык, по видимости, утратило.

10)При этом стоит также заметить, что, если шугнанцы и рушанцы могут понимать друг друга (т.е. их языки достаточно близки друг другу), то речь язгуламцев и ишкашимцев непонятна остальным памирцам.

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены