Сказка – быль: Большой Памирский тракт

Сказка – быль: Большой Памирский тракт

Сказка горных таджиков о богатыре Пахлавоне, который плечом раздвигал горы, веками передавалась из уст в уста. И однажды наступил тот самый день, когда сказка стала былью.

 

Наверное, никогда раньше, да и потом тоже, не было такого рекорда в мировом дорожном строительстве, который смог установить таджикский народ, построив за три с половиной месяца Большой Памирский тракт, связавший столицу республики с центром Горно-Бадахшанской автономной области – городом Хорогом.

 

В 1939 году жители Гармского района и Горно-Бадахшанской автономной области обратились в правительство республики с инициативой построить автодорогу Душанбе - Хорог скоростным народным методом. Инициатива народа была поддержана.

 

В марте 1940 года приступили к работе изыскательские партии. Массовый выход жителей Гарма и Горного Бадахшана на строительство тракта начался в конце мая. В этом поистине грандиозном движении участвовало более 30 тысяч человек. И 12 октября 1940 года сквозным рейсом из Душанбе в Хорог прошла первая автоколонна.

 

Сказка горных таджиков о богатыре Пахлавоне, который плечом раздвигал горы, осуществилась: дорога через горы протяженностью 384 километра была проложена за 106 дней; выполнено 4,8 млн кубометров земляных работ, в том числе скальных - 2,7 млн кубометров, израсходовано 1149 тонн аммонита.

 

С тех пор путь из Душанбе в Хорог стал легким и безопасным, совершается не за месяц, а за день-два. А легендарный и сказочный край, окруженный прежде неприступными горами, превратился в близкий и доступный.

----------------------------------------------------------------------------    ----------------------------------------------------

Октябрь 1940 года. Старики-памирцы осматривают машину, впервые прибывшую в Хорог из Душанбе по Большому Памирскому тракту 1940 год. На снимке в центре глава Советского Таджикистана Дмитрий Протопопов встречается со строителями Большого Памирского тракта. Слева руководители строительства А. Мазаев и В. Карамов
Skazka byl Pamir trakt 1 Skazka byl Pamir trakt 2
1940 год. Лучшие водители душанбинского автотреста «Таджиктранс», первыми доставившие промышленные грузы в Хорог 1926 год. Развьюченный караван на памирском овринге. Теперь здесь проложен Большой Памирский тракт
Skazka byl Pamir trakt 3 Skazka byl Pamir trakt 4
1940 год. На снимке геодезисты, топографы, руководители строительства перед отправкой на прокладку Большого Памирского тракта. В центре А. Мазаев, слева от него В. Карамов 1940 год, на строительстве одного из участков Памирского тракта
Skazka byl Pamir trakt 5 Skazka byl Pamir trakt 6
1940 год, на строительстве одного из участков тракта 1940 год. Первый грузовой автомобиль с грузом древесины направляется в Хорог
Skazka byl Pamir trakt 7 Skazka byl Pamir trakt 8

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены