Шёлковый путь ирбиса

Шёлковый путь ирбиса

Угощение для небесного животного

 

Там, где живёт Дагвадорж, — в сомоне Дарви Ховдского аймака Монголии, снежный барс и человек существуют рядом. Аксакал встречается со школьниками, рассказывает о снежном барсе, о среде его обитания, его повадках, привычках. В Монголии почитают снежного барса как самого сильного тотемного животного в горах. Семьи скотоводов в тех местах, где живёт барс, при его появлении не приближаются к нему. Даже не пугают, не отгоняют. И когда ирбис уходит, они в его сторону брызгают молоком, как бы освящают его путь, желают ему всего хорошего. Дагвадорж по shelkovyi-put-irbisa 2этому поводу рассказал такую историю. «Это случилось зимой 2014 года. В соседнем от нас селе жила семья, и однажды, когда вечером они пригнали скот с пастбища, увидели, что на юрте сидит детёныш снежного барса. Он забрался туда потому, что на юрте в мешке лежало мясо. Они не стали заходить в жилище и позвонили в центр сомона. И когда руководство сомона узнало об этом, позвонили мне и попросили поехать с ними. Мы приехали на стоянку, с помощью аркана сняли барсёнка. Хозяева юрты сказали, что раз небесное животное пришло в их дом, то они хотели бы дать ему в качестве угощения молока. В чашку положили кусок мяса, налили туда молока. Затем с помощью того же аркана подтащили беднягу к чашке. Барсёнок поел мяса и начал лакать молоко. Понравилось, вылизал всё. После этого мы затащили его в двойной мешок и вместе с мясом повезли в горы, потому что раз уж он хотел съесть это мясо, надо было его этим мясом угостить. Приехали, разложили в цепочку по тропе мясо, чтобы он его съел и постепенно ушёл. Когда барсёнка освободили, он обнюхал мясо, но есть не стал, был уже сытым, и побежал вприпрыжку в горы. Совпадение или нет, но после этого случая у семьи был благоприятный год, значительно возросло количество скота. Не обеднели они от того мешка мяса. У нас и раньше считалось, что нельзя сердиться на снежного барса, мстить ему за скот. А после этого случая люди даже не особо расстраивались, если снежный барс забирал у них барана. Надеялись на то, что будут благоприятные годы и будет много скота. Это реальная история, в которой я принимал участие».

 

Для памирцев кошка священна

 

Есть в Таджикистане город Хорог, оттуда приехал Курбон Аламшоев, журналист и одновременно эколог. Он рассказал: «Наш город — административный центр Горно-Бадахшанской автономной области, расположенный на высоте более двух тысяч метров над уровнем моря. То есть мы живём (кто ближе кто чуть дальше) вблизи мест обитания снежного барса, по-таджикски его называем пуланг. Три года назад мы создали общественное объединение «Куххои Помир», что в переводе значит «Горы Памира», и в рамках этого объединения открыли четыре школьных экологических клуба в кишлаках Сипондж Рушанского района (руководитель Саркор Давлатмамадов), Вездара Рошткалинского района (руководитель Сарвар Кадамшоев). На семинар в Таласскую область я приехал с двумя руководителями клубов. Это Сайфиддин Шайдоев и Курбонбек Айдаров».

 

Родина Курбонбека – кишлак Рангкуль в Мургабском районе. Он сельский учитель, преподаёт таджикский язык для памирских киргизов, сам по национальности киргиз. Самый молодой участник семинара, он буквально впитывал каждое слово старших единомышленников. У него пока нет таких захватывающих историй, как у монгольского аксакала. Однако его кишлак находится на высоте более четырёх тысяч метров над уровнем моря, и он единственный среди всех, кто несколько раз встречал снежного барса на дальних пастбищах. Жалел об одном, что нечем было сфотографировать ирбиса или заснять на видео эти встречи. Что поделать, в высокогорном кишлаке люди не имеют возможности приобретать фотоаппараты и смартфоны, есть более важные вещи для жизни. А барс фиксируется только в их памяти. А вот старший коллега и земляк Курбонбека учитель родного (таджикского) языка и литературы Сайфиддин Шайдоев из кишлака Шитхарв Ишкашимского района знает много историй, связанных с обитателем снежных вершин. Юным экологам удалось немало сделать для сохранения природы, для охраны снежного барса.

 

Шайдоев поведал: «Мы с детьми собрали много легенд и рассказов наших земляков об этом удивительном, почти мистическом хищнике. Вот одна история: «Однажды охотник шёл по горной тропе после неудачной погони за диким козлом. Тропа была очень узкая, не разойтись. На тропе он встретился с барсом. Человек и животное смотрели друг на друга. Охотник положил своё ружьё на землю и стал умолять барса: «Мы оба охотники, давай друг другу не будем мешать, разойдёмся по-мирному, уступи мне дорогу». Барс понял человека, прыгнул на скалу и держался какое-то время, вцепившись в неё когтями. Этого было достаточно, чтобы человек прошёл по тропе. Однако охотник забыл о словах, которые он произнес в страхе, глядя в глаза барсу. Он поднял ружьё и выстрелил в благородное животное. С криком отчаяния тот упал в глубокое ущелье и погиб. Вернувшись в кишлак, человек стал хвалиться тем, что застрелил барса. Старейший охотник кишлака сказал ему, что он поступил плохо по отношению к животному, уступившему ему дорогу. После этого в судьбе охотника-убийцы началась череда неудач и бед. И до сих пор его потомки сожалеют о том, что натворил в своё время их дед. Это не легенда, а реальная история, которая приключилась в 40-е или 50-е годы прошлого века в соседнем кишлаке».

 

Памирцы считают: нельзя обижать кошку, поскольку она является священным животным. В народе говорят: «Убил кошку — заполни её шкурку золотом». Смысл этих слов сводится к тому, что за убитое животное придётся долго расплачиваться. Это табу по отношению к кошке народ соблюдает до сих пор. И, конечно, это относится к барсу. Да, он владыка снежных вершин, но тоже кошка, только очень большая.

 

Приведённые истории говорят о том, что люди, живущие на территориях, близких к местам обитания снежного барса, в большинстве своём чтут традиции предков, понимая, что обогащение за счёт убийства этого животного счастья не принесёт. По мнению Дарлы Хиллард, директора образовательных программ организации «Сохранение снежного барса» (SnowLeopardConservancy), сегодня просто необходимо, чтобы хранители традиционных знаний участвовали в сохранении ирбиса: «При этом мы говорим не исключительно о шаманах или хранителях священных мест, а о тех, кто не забывает традиций и живет по ним. Это носители традиционных знаний: чабаны, сельские учителя, местные экологи, эксперты в охране природы и другие». Есть надежда, что именно такие люди помогут своим землякам формировать бережное отношение к окружающему миру. И шелковый путь ирбиса, не знающего границ, не прервётся. Итогом семинара стало принятие решения об усилении работы сети «Земля снежного барса» в Центральной Азии путём вовлечения новых заинтересованных членов из числа местных сообществ и коренных народов, живущих в местах обитания и миграции снежного барса. Необходимо проводить различные образовательные мероприятия по экологическому просвещению молодёжи и школьников, а также среди взрослых, которые могут быть потенциальными проводниками для приезжих браконьеров в среду обитания снежных барсов. Особенно в места, не входящие в особо охраняемые природные территории различного уровня, являющиеся местами обитания и миграции барса и возможными «связующими коридорами», где наблюдательные и охранные функции могут исполнять члены сети. При этом следует использовать различные современные технические средства (фото-, видео- и текстовые материалы, компьютерные программы и приложения) и методы для более интенсивного обмена информацией, традиционными знаниями и опытом по сбору и распространению данных, касающихся снежных барсов, животных и их экосистем, а также фактов браконьерства местных жителей и приезжих охотников, принимать активное участие в семинарах и конференциях регионального и международного уровня, включая Форум снежного барса, который пройдёт в конце августа в столице Кыргызстана Бишкеке (тема форума – «Усиление роли местных и коренных сообществ в мониторинге и охране снежного барса), в том числе действовать в рамках Глобальной программы по сохранению снежного барса и его экосистем, суть которой заключается в том, чтобы к 2020 году сохранить по 100 размножающихся особей ирбиса в каждой из 20 ключевых «здоровых» экосистем в 12 странах, территории которых являются ареалом обитания снежного барса.

 

За рамками форума Семинар в Таласской долине — это не только напряжённая работа, обсуждение вопросов сохранения снежного барса. Когда представитель Фонда устойчивого развития Алтая Чагат Алмашев пригласил меня на семинар, я даже не могла представить себе, какое это будет увлекательное путешествие. Из Бишкека мы ехали по серпантину горной дороги через два высокогорных перевала — Тоо Ашуу (3125 м) и Отмок (3326 м), через долину Сусамыр в Таласскую область. Наш путь завершился в селе Осгоруш Бакай-Атинского района Таласской области, где мы жили и работали в уютном этногостевом доме «Бай-Бол».

 

Участники семинара побывали в Кыргызском национальном комплексе «Манас Ордо», посвящённом Манасу, герою эпоса, объединившего киргизов, в природном парке «Беш-Таш» фотографировали скалу, у которой ирбис оставил следы своего пребывания, ездили к источникам «Каныкейапа», пили воду из родника «Око земли» — того самого, водой из которого раненого Манаса лечила его жена Каныкей… Таласская долина знаменита также тем, что здесь в селе Шекер Кара-Бууринского района родился писатель с мировым именем Чингиз Айтматов.

 

Уже после поездки я узнала, что министр экономического развития и туризма Республики Алтай Светлана Владимировна Буйдышева и бывший заместитель министра культуры Республики Алтай Наталья Каруевна Саймина являются почётными гражданами Таласской области, а также что администрация Таласской области подписала договор с Правительством Республики Алтай о ежегодном приёме студентов из Кыргызстана на разные факультеты Горно-Алтайского государственного университета. Сейчас в ГАГУ кыргызских выпускников и студентов более 300 человек. На данный период представители нашего вуза также находятся в Кыргызстане — для тестирования и набора очередных абитуриентов в алтайский вуз.

 

Была у нас интересная встреча с молодым музыкантом Бакытом, правнуком знаменитого мелодиста Шекербека Шеркулова, уроженца Таласа, автора музыки известной песни «Таласым». Бакыт — эколог, работает в Таласском территориальном управлении Госагентства окружающей среды и лесного хозяйства. Он был среди тысячи комузистов, которые сыграли «Маш ботой» на открытии II Всемирных игр кочевников. Бакыт не профессиональный музыкант, но его виртуозная игра на национальном инструменте комузенас буквально ошеломила.

 

Интересные экскурсии и встречи для участников семинара состоялись благодаря организаторам Алмагуль Осмоновой (общественный фонд «Таалим-Форум»), Кулуйпе Акматовой (Фонд сельского развития) и хозяину, принимавшему нас на Таласской земле, экологу Акылбеку Курманбаеву. Огромное спасибо Эржен Хамагановой (Фонд «Кристенсенов») за многолетнюю поддержку инициатив и программ по сохранению биокультурного разнообразия в Центральной Азии и прошедшего семинара. 

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены