Эхо дафа посреди Памирских гор

Эхо дафа посреди Памирских гор

Даф - самый знаменитый ударный музыкальный инструмент памирских таджиков. На Памире популярна и распространена круглая, иногда чуть овальная форма дафа. Этнический даф - это деревянный широкий обод и тонкий обруч с односторонней натянутой кожаной мембраной.

Название инструмента происходит от древнеперсидского слова «дап»/«дуп» (в памирских языках есть слова dup-dup – тупой звук, duptow – ударить), которое затем арабы заимствовали в форме «даф».

Согласно ранним историческим источникам, появление дафа уходит корнями в тысячелетия. По мнению знатока культуры и истории Памира профессора Шодихона Юсуфбекова, при своём появлении даф имел больше защитную и информаторскую функцию, нежели музыкальную. Древние охотники верили, что его звуки смогут защитить их не только от хищников, но и от злых духов.

Люди также при виде или предчувствии опасности со стороны других племён, диких зверей или природных стихий, ударив по дафу, поднимали тревогу и тем самым информировали друг друга об опасности.

Известный памирский художник Ахмад Мансуров в настоящее время работает над необычным полотном, на котором изображена группа женщин, стоящих на пике горы и бурно играющих на дафе.

- В древности на дафах играли преимущественно женщины. В те далекие времена, когда коренные памирские таджики опасались частых набегов чужеземцев, для них игра на бубне днём и разведение огня в тёмное время на пиках гор и возвышенных местах были единственными способами предостеречь население от беды, - говорит живописец о своей идее. 

Легенда о дафе

На Памире бытует много легенд о появлении дафа. Одну из самых интересных мне рассказала легендарная певица, ныне покойная, Мохджон Назардодова:

«Давным-давно на Памирской земле, когда ещё основными ее хозяевами считались охотники, один из них, споткнувшись о выброшенный и высохший кусок кожи, обнаружил, что она издаёт странные звуки. Сначала он испугался, но потом начал бить по высушенной коже. Издаваемые звуки ему понравились. Затем охотник, ударяя ежедневно ладонями, кулаками и пальцами по широкой полосе кожи, вызывал благородных духов и просил богов о пропитании, об удачной охоте.  Но вскоре охотник устал таскать с собой кусок сухой кожи животного, ему стало неинтересно слышать однообразные звуковые оттенки, глухое шуршание и треск, полученные после долгих ударов. И вот однажды рано утром человек поднял руки к небу и начал умолять появляющееся светило: «О Солнце, подари мне такую вещь, которая была бы похожа на тебя и которая была бы способна согреть мою душу и тело». Тут и появился даф. Круглый и тёплый, как солнце. Когда человек начал играть на дафе, у него согрелось не только тело, но и душа».

До сих пор самые известные дафнавозы (люди, играющие на дафе) говорят, что звуки дафа становятся более высокими, мощными, звонкими, приятными, если перед началом игры нагреваешь его на солнце. Такого эффекта невозможно добиться, нагревая бубен над огнем.

Даф - первое чудное творение охотника. Может, из-за этого на Памире на дафе исполняется множество песен, связанных с охотничьим ремеслом.

В таких песнях воспевается величие и красота горной природы, благодать, подаренная создателем света, справедливость в отношении диких животных...

Pamir daf 2 Pamir daf 3

Культ дафа

Даф (символ радости и силы) и рубаб (знак мудрости) для памирцев имеют сакральное значение. Люди к ним относятся с пиететом, считают благодатью держать их у себя дома. В традиционном доме их вешают всегда выше головы. Даф и рубаб не должны лежать на земле, под ногами.

Даф на Памире - это прежде всего культовый, ритуальный музыкальный инструмент. Он звучит в основном во время ритуальных мероприятий, народных нерелигиозных праздников, гуляний. Его также используют при исполнении классической и народной музыки.

Играть на дафе нелёгкое занятие. На вид простой инструмент, он поражает своими богатыми динамическими возможностями. Все зависит от играющего, который своими ударами может на дафе производить от слегка слышимого шуршания до оглушающего звукового потока. Традиционно на дафе играют как мужчины, так и женщины. Женское исполнение на дафе имеет множество ритмов, тактов. Большинство ритуалов с присутствием дафа выполняются исключительно группами женщин. Это определённые моменты на свадьбах, проводы и встреча дорогих людей, женский танец «рахпо», проведение Великого Навруза и т.д.

Помню, когда я был маленьким, женщины нашего кишлака часами играли на дафе, чтобы спасти луну от затмения. На Памире дафами отгоняют печаль и грусть от скорбящей семьи, потерявшей близкого человека, ударив дафами в четырёх углах дома. В Рушанском районе под звуки рубаба и дафа в последний путь провожают умерших…

Когда женщины играют на дафе, как будто все окружающие горы также включаются в их игру. Возбуждающие, бодрящие, вдохновляющие, смелеющие, наполняющие тебя верой звуки начинают волнами катиться среди гор. И вот здесь, услышав и увидев пышность старинной ритмики, осознаешь древность таджикского народа. 

Дафсоз

Дафсоз - древнейший вид таджикского группового мужского песнопения исключительно под аккомпанемент дафов сохранился только на Памире. Он распространён в Шугнанском, Рушанском, Ванчском, Рошткалинском и Ишкашимском районах.

Разнообразие репертуаров, песен, ритмов, методов и различное время исполнения дафсоза в каждом отдельном регионе говорит о богатом содержании и древности данной культуры.

До 80-х годов прошлого века ни одна свадьба без дафсоза не проходила. На всех больших нарах памирского традиционного дома сидели поющие группы и соревновались: кто больше песен знает, дольше споёт и не повторит другого. Иногда пение длилось с вечера до утра. Гости получали не только эстетическое удовольствие, но и большую энергию от живого исполнения.

Дафсоз включает три вида. Первый – свадебный, где каждый эпизод свадебной церемонии (стрижка и бритье жениха, облачение в свадебную одежду, поездка в дом невесты, возвращение в дом жениха с невестой и т.п.) сопровождается отдельной ритмикой и словами.

Исполнение второго вида песен начинается в медленном ритме, без сопровождения дафа, одним певцом, песня начинается с пятистрочного куплета, потом певец переходит к четырехстрочному, и так постепенно до однострочного. После исполнения каждого куплета члены поющей группы, сидящие рядом с певцом, повторяют припев - две строки из этой песни.

Когда певец доходит до однострочного куплета, исполнители дафсоза достигают состояния мистического опьянения. Это состояние называется «согревание души» (gārmchĪd). Забывается свое «я», поющая группа превращается в единый хор. Традиционные мастера пения под дафы всегда при исполнении дафсоза входили в экстаз. Они встряхивали даф, пели и танцевали с ним, затем его технично подбрасывали назад, сами вставали на колени, ходили по нарам, размахивая руками или же ступая на нижнюю площадь дома, пели и танцевали, при этом забывая обо всем.

Вспоминаю из своего детства, как певцы в экстазе рвали кожу бубнов, одного за другим. Но, чтобы не нарушать пение и ритмику, хозяева свадьбы им подавали новый даф…

По словам знатоков памирской музыкальной культуры, в исполнении второго вида дафсоза строго соблюдается общая категория суфизма - терпение. То есть всегда к цели, к единению души и тела можно дойти только путем терпения, постепенно.

Первые два вида: свадебные песни, мухаммасы и газели, во всех районах Памира исполняются исключительно на таджикско-персидском языке.

Третий вид песен, исполняемых под дафы, - «шоэри». Это фольклорные весёлые и шуточные песни на местных языках. Они традиционно исполняются в сопровождении мужского и женского танца. 

«Я несу радость в дома»

Так говорил Зоиршо, мастер по изготовлению дафа из высокогорной деревни Рошткалинского района. В советское время он закончил автомобильный техникум, был неплохим инженером-механиком. Живя в кишлаке, он обратил внимание на тот факт, что огромное количество кожи в животноводческих районах пропадало зря, выбрасывалось. Он начал изучать традиционные технологии выделки и окрашивания кожи. Затем к нему приехали немцы. Они обучили его европейским технологиям обработки кожи в домашних условиях. Теперь Зоиршо, совмещая современные и традиционные знания по кожеобработке, выпускает продукцию не хуже мировых стандартов. Так он нашёл применение полезному сырью. Он собирает по кишлакам Рошткалинского района выброшенную кожу, обрабатывает и делает из нее разные сувениры, сумки, кожаные футляры, традиционную памирскую обувь - пэх, кожаные тюбетейки. Однако своим главным делом усто считает изготовление дафов.

В месяц Зоиршо изготавливает от 30 до 50 дафов. Все делает сам. Сначала изготавливает из дерева обод, затем обрабатывает кожу и натягивает на него. Своим ремеслом он зарабатывает на хлеб и поддерживает своих студентов.

Усто Зоиршо из далекого горного кишлака рад тому, что его дафы звучат в Испании, Германии, Англии, России, Монголии и во многих других странах.

Его продукцией интересуются чаще всего иностранцы.

Люди, знакомые с работой Зоиршо, считают, что секрет успеха работ мастера в звонкости изготовленных им дафов. Усто сильно не украшает их, потому что не хочет нарушать традиционный дизайн дафа. Но может нанести на мембрану дафа рисунки специальной краской, изготовленной из горных трав, а также прикрепляет бубенчики, сделанные из деревянных бус, если его об этом просят заказчики.

- Я рад, что участвую в спасении одного из важнейших традиционных музыкальных инструментов, который несет людям радость и укрепляет их дух, - говорит усто Зоиршо. 

Чтобы даф звенел

Дафсоз, женский даф, искусство изготовления дафа - это компоненты многовековой культуры горных таджиков. Они воспитывали в людях эстетические и этические чувства, бережное отношение к биоразнообразию, традициям, любовь к нашей неповторимой природе, познанию языков, богатой таджикско-персидской литературе, национальной культуре, искусству, истории.

Сегодня в каждом памирском доме, где проходит свадьба, играет сухая, бездушная электронная музыка, постепенно вытесняя древнейший вид искусства таджиков - дафсоз и дафнавози.

Ещё не поздно заняться научным исследованием, изучением этого уникального вида песнопения и музыкального сопровождения в таджикской музыке, участвовать в сборе, документировании, сохранении его образцов - в целях возрождения и передачи будущим поколениям и представления мировому сообществу. Ведь это богатство всего Таджикистана.

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены