ДОРОГИ ПАМИРА

ДОРОГИ ПАМИРА

Статья написана членом редколлегии А.Н. Николаевым, который в 2008 году по заданию редакции путешествовал по Памиру и собрал уникальный материал, часть которого мы здесь приводим. Редакция планирует опубликовать в последующих номерах его материалы о древних городах Великого Шёлкового пути.

 

ДОРОГИ ПАМИРА Ни в одной стране мира не было такого разнообразия красот природы, как в Советском Союзе. И в этом параде красоты у Памира было своё особое место. Памир был самой высокогорной частью СССР. Но не только высота горных вершин отличала Памир от других красивейших мест страны. Он расположен в Центральной Азии между горными системами Гиндукуша и Каракорума на юго-западе, хребтами Гиссаро-Алая на севере и Куэньлунем на востоке. Через него шёл, хотя и не простой, караванный путь из Индии и Передней Азии в Китай и из Индии в Среднюю Азию. Караванные тропы в разных частях Памира были участками Великого Шёлкового пути.

 

Памир был связующим звеном между древними цивилизациями. По древним караванным тропам прошли через Памир искатель буддийских рукописей и ученый китаец Сюань Цзан, венецианский купец и путешественник Марко Поло, португальский католический миссионер Бенедикт Гоэш. По преданию дошел до Памира и Александр Македонский. Многие жители Памира считают себя потомками его воинов. Легенды придали Памиру таинственность. Некоторые мыслители помещали там центр древнейшей цивилизации. Другие считали его обиталищем «снежного человека». В советское время Памир был сравнительно легко доступен. Он отличается стабильностью погоды в летние месяцы. Красота, благородство, спокойная величавость Памира поражают с первого взгляда. Свою суровость и грозность он может показать не сразу – даст время оценить опасность. Гармония этих качеств неодолимо притягивает к себе и неопытных юнцов, и уже потерявших силы пенсионеров, и профессионалов геологов, гляциологов, ботаников, метеорологов, шофёров, лётчиков, и альпинистов, и туристов. Многие из побывавших на Памире попадали в плен его непостижимого очарования до конца жизни, которая для некоторых именно из-за этой привязанности оказывалась трагически короткой. В ходу было выражение: «Памирец – понятие нравственное».

 

Вид на Центральный Памир с перевала Минбулак - Памиро-Алай Издалека центральную часть Памира можно увидеть, если подняться на гребень лежащего к северу от Памира Алайского хребта в его средней части. Таким, должно быть, и увидел Памир в 1871 году первый серьёзный исследователь горной части Туркестана Алексей Павлович Федченко, заглянув «в даль с перевала так далеко, что захватило дух». Названия видимым в кадре вершинам давали позже. В центре – пик, ранее известный сначала как пик Сталина, затем как пик Коммунизма, а теперь – это пик Исмаила Самани, слева от него – пик Евгении Корженевской, а справа – пик Москва. С севера Памир ограничен идущими в широтном направлении Заалайским хребтом, стена которого остановила Федченко, и хребтом Петра I. Видно, что почти все крупные хребты, за исключением хребта Академии Наук в центре Памира, идущего вдоль левого борта ледника Федченко, и хребта Зулумарт вдоль правого, имеют широтное направление. Нитка Памирского тракта Ош-Мургаб-Хорог-Душанбе огибает Памир с востока, юга и запада. Это одна из самых сложных в мире автодорог.

 

В советское время много усилий тратилось на поддержание трассы в рабочем состоянии, а теперь она стала чрезвычайно опасной. Часты аварии. Движение по ней теперь незначительное. В советское же время автомобили шли непрерывно. Везли удобрения, сельскохозяйственную технику, стройматериалы, бензин, оборудование для высокогорных научных станций и обсерваторий, продукты питания, одежду. Ответвления от тракта позволяли добраться автомобилем до мест, от которых можно начинать полные приключений пешие и водные путешествия. Если начинать свой путь на Памир на автомобиле по Памирскому тракту из веселого и яркого города Ош, расположенного на территории Киргизии в восточной оконечности Ферганской долины, то, миновав невысокий перевальчик Чигирчик и долину реки Гульча, попадём на перевал Талдык высотой 3650 м через Алайский хребет в Алайскую долину. На перевал Талдык ведёт длинный и утомительный для шофёров серпантин. Спуск с него приводит к посёлку Сарыташ в Алайской долине. Бесчисленные стада овец перемещаются этим путем в Алайскую долину весной, а осенью обратно. Если ночевать в Сарыташе, то ранним бодрящим утром почувствуешь себя на пороге неведомой страны. Уже освещены солнцем шеститысячники восточной оконечности Заалайского хребта пики Заря Востока высотой 6346 м и Курумды высотой 6555 м.

 

Поселок Сарыташ Сарыташ – типичный киргизский посёлок высокогорья с домами простой неказистой архитектуры. Наверное, вся потребность в красоте у жителей таких посёлков удовлетворяется окружающей природой, у которой этой красоты сверх любой меры. Широкая Алайская долина (местами ширина более 40 км) идёт в направлении восток – запад между высоким хребтами Алайским и Заалайским, спускающимися в долину мягкими травянистыми отрогами. В течение суток освещённость покрытых снегом и льдом горных вершин и отходящих от них прихотливо изгибающихся отрогов постоянно меняется, играя бесконечным множеством оттенков. Громадное небо над всем этим пейзажем, либо абсолютно чистое, либо заполненное стаями громоздящихся друг на друга облаков, то белоснежных днём, то пылающих на закате и восходе, вливает в эту мощную и неподвижную красоту динамику жизни. Из Сарыташа можно свернуть с Памирского тракта на запад вниз по Алайской долине вдоль текущей между Алайским и Заалайским хребтами реки Кызылсу к посёлку Дараут-Курган и далее на запад в долину реки Сурхоб в Таджикистане.

 

Из Алайской долины наиболее привлекательна для путешествий и восхождений часть Заалайского хребта, примыкающая к его высочайшей точке – пику Ленина (высота 7134 м). Если же из Сарыташа продолжить путь по Памирскому тракту на юг к перевалу через Заалайский хребет с названием Кызыларт, которое в переводе с киргизского означает «красный перевал», то, поднявшись на него, оказываемся уже на Памире, или в Горном Бадахшане, трудящиеся которого в советское время приветствовали всех прибывших на перевал отлитой в металл надписью. Высота перевала - 4280 м. С перевала дорога спускается в долину реки Маркансу, которая имеет сток в восточном направлении в Китай. Летом её русло в верховье полностью пересыхает. Растительность отсутствует. Через долину с древних времён шла караванная тропа. В долине Маркансу обнаружены остатки костров со стоянок возрастом 8-9,5 тысяч лет. Сжигали в кострах арчу, иву, то есть напрашивается вывод, что арча и ива росли в то время в долине Маркансу, а следовательно, и сама долина была в то время на меньшей высоте.

 

Соответственно можно оценить и скорость роста высоты. Получается что-то около 5-7см в год. Были здесь обнаружены и орудия труда первобытного человека. А если экстраполировать в далёкое прошлое, то можно представить Памир как лесистую область с реками и озёрами, где водилось множество зверей и птиц, настоящий земной рай, который, возможно, и стал колыбелью цивилизации. А теперь долина Маркансу – самое суровое место на плоскогорье Восточного Памира. Даже в летнее время по ночам всегда заморозки. Во второй половине дня поднимается сильный ветер. Возможны внезапные пыльные и снежные бури. По свидетельствам очевидцев, вдоль древней тропы в прежние времена валялись груды костей и мумифицированные трупы вьючных животных, оставшиеся от проходивших когда-то караванов.

 

Через невысокий водораздел Памирский тракт выходит к озеру Каракуль, над которым вдали возвышается Заалайский хребет. Невдалеке от озера располагалась пограничная застава – рядом Китай. Граница идёт по имеющему меридиональное направление хребту Сарыкол. Теперь здания погранзаставы и радиолокатора взорваны. Заколочены окна гостиницы для шофёров в поселке Каракуль, где в советские времена каждую ночь останавливались несколько десятков шофёров – такая была интенсивность движения на Восточном Памирском тракте. Если после озера Каракуль свернуть с Памирского тракта на юго-запад к реке Кокуйбель, то можно добраться до реки Танымас. Сверкающая вечером отдельными рукавами реки долина Танымаса уводит вверх уже в совершенно безлюдные места на морены и ледники. К леднику Федченко – самому длинному долинному леднику мира. К леднику Грумм-Гржимайло – второму по величине на Памире. Проход вдоль реки Танымас несложен. К реке же Танымас дорога спускается опасным для машин вьющимся по склону серпантином, проходить который решается не всякий шофёр и не в любое время. Вниз по Танымасу, который после слияния с рекой Кокуйбель образует реку Кудара, дорога приводит к началу реки Бартанг, впадающей в главную реку Памира – Пяндж.

 

От озера Каракуль Восточный Памирский тракт выводит на просторы Восточного Памира через самый высокий на территории СНГ автомобильный перевал Ак-Байтал высотой 4655 м. Название Восточный Памир закрепилось в обиходе для восточной части таджикского Памира, хотя далее к востоку на китайской территории находится ещё китайский Памир с высотой вершин большей, чем у самых высоких вершин таджикского Памира. Восточный Памир – это плоскогорье с суровым резко континентальным климатом. В центре Восточного Памира, на высоте 3658 метров над уровнем моря, военный инженер штабс-капитан А.Г. Серебренников из отряда полковника Ионова построил 1892 году земляной редут с двумя насыпными площадками для пулеметов «Максим». Укрепление назвали Памирским постом. Сейчас здесь посёлок

 

Мургаб – столица Восточного Памира. Населён преимущественно киргизами. Есть несколько отелей. Об их звёздности говорить не приходится. Число туристов из стран Европы, Японии, США, посещающих Восточный Памир, постоянно растёт. Вот, например, отель «Дружба» с замечательным хозяином – киргизом Жархыш-баем. Говорят, у него было 17 жён. Он много знает и многое умеет. И делать технические изобретения, и сочинять стихи и музыку для них, и сам исполнять их. Его дом украшен фотографиями славного советского прошлого, почётными грамотами и предметами народного творчества. От посёлка Мургаб Памирский тракт идёт по просторам Восточного Памира широкими и ровными долинами рек Мургаб и Аличур и выходит через перевал Койтезек высотой 4271 м в долину реки Гунт, у впадения которой в главную реку Памира Пяндж расположена столица Горного Бадахшана город Хорог. Хорог расположен на высоте 2200 м. Участок Ош-Хорог длиной 728 км построен в 1931-1934 годах. На перевале Ак-Байтал Другой путь на Памир – из столицы Таджикистана Душанбе. Западная часть Памирского тракта, начинающаяся в Душанбе, огибает западную оконечность хребта Петра I и ведёт на юг из долины реки Обихингоу через перевал Хабуработ высотой 3270 м в долину реки Пяндж. По ней проходит граница Тажикистана с Афганистаном.

 

Западный Памир отличается от Восточного резкой расчленённостью рельефа с высокими хребтами и ледниками. Вытекающие из-под ледников бурные реки имеют преимущественный сток в направлении с востока на запад в реку Пяндж, огибающую Памир с юга и запада. По Пянджу Памирский тракт доходит до Хорога – столицы Горного Бадахшана, откуда имеются ответвления в бассейн реки Шахдара, а также далее по реке Пяндж в сторону курорта Гарм-Чашма и посёлка Ишкашим на Юго-Западном Памире. Участок Памирского тракта Душанбе – Хорог длиной 536 км был построен при громадном воодушевлении и энтузиазме строителей за 110 дней в 1940 году и был назван тогда именем Сталина. Западный Памирский тракт – один из древнейших караванных путей, входивших в так называемый Великий Шёлковый путь. На севере Памира наиболее привлекательна для попадания на Центральный Памир река Ванч – самый северный из крупных притоков Пянджа на территории Памира. Дорога от Пянджа вверх по реке Ванч приводит сначала в кишлак Ванч, где в советское время был аэродром, и рейсы самолётов местной авиалинии были регулярными. Затем дорога проходит на восток через всю долину Ванча к самому верхнему кишлаку Пой-Мазар и далее через мост над рекой Абдукагор, который река часто сносит, можно доехать до базы геологов – поселка Хрустальный у языка ледника Медвежий. От моста начинаются маршруты на ледник Федченко по реке Абдукагор и по леднику Географического общества. Отель ДружбаВ отеле Дружба

 

Один из простейших путей на Центральный Памир (исключая вертолётные заброски) начинается из долины реки Муксу, текущей на запад с южной стороны Заалайского хребта. На слиянии рек Муксу и Кызылсу, текущей по Алайской долине расположен кишлак Ляхш, где есть аэродром. Сюда можно добраться и автотранспортом из Душанбе по долине реки Сурхоб, которая образуется от слияния рек Муксу и Кызылсу. Это также участок древнего караванного пути, входившего в один из вариантов Великого Шёлкового пути. Его продолжение ведёт в Алайскую долину и далее в Китай. От моста через Муксу, за которым на левом берегу реки расположен кишлак Мук, имеется лишь короткий участок автомобильной дороги до летовки Кандоу. Левые притоки Муксу начинаются из-под ледников на склонах хребта Петра I. Чуть выше моста через Муксу в неё впадает первый левый приток – река Дуванасу. Она вытекает из-под сравнительно небольшого ледника Музгазы (Ошанина), окружённого красивыми пиками в хребте Петра I и его отрогах. Следующий вверх по течению приток Муксу – река Шагазы течёт по короткому лесистому ущелью.

 

Ещё выше по течению Муксу крупным притоком является река Сугран, прорывающаяся к Муксу через узкую щель в скалах. Тропа в верховья Суграна идёт через мостик над этим каньоном, на дне которого ревёт бешеный поток. Ущелье реки Сугран также лесистое. Кроме довольно крупного ледника Сугран сток в реку Сугран дают также ледники Бырс, Гюльчат, Шини-Бини, Надежда, Вера. В их верховьях много сравнительно простых перевалов через хребет Петра I и его отроги. Если от летовки Кандоу перед устьем Суграна перейти на правый берег Муксу по узенькому пешеходному мостику, то можно продолжить путь вверх по Муксу до скальных прижимов по обоим её берегам, через которые нет простых проходов. Золотоискатели и охотники использовали для переправы на левый берег натянутый над рекой стальной трос. Переправившись по тросу и пройдя через невысокий перевальчик Томаша, на котором стоит удивительный камень – чудо природы, попадаем в довольно лесистую и уединённую долину реки Хадырша. Из неё перевалы различной сложности через боковые отроги хребта Петра I дают возможность попасть в бассейн Суграна и на ледник Фортамбек, то есть уже собственно в центр Памира к пикам Коммунизма, Евгении Корженевской, Москва и к Фирновому плато.

Фотографии А. Николаева, В. Чехлова, В. Финашкина, Ю. Медведева, А. Трофилькина, В. Жирова.

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены