После спецоперации в горный Бадахшан вернулись торговцы и туристы

Власти восстановили в городе Хорог мобильную связь и Интернет, а жители сдали имеющееся оружие.

 

На этой неделе название таджикистанского города Хорог, административного центра горного Бадахшана, в новостных сводках появлялось едва ли не каждый день. Причиной стала гибель полевого командира Имомназара Имомназарова, лидера подпольной вооруженной группировки. Хорог уже второй раз за последний месяц оказывается на грани взрыва. В конце июля там тоже было неспокойно. Силовики начали спецоперацию, которая называлась «борьба с незаконными бандформированиями». И только недавно в городе появилась мобильная связь. Корреспондент МТРК «Мир» Вера Исмаилова отправилась на границу с Афганистаном, чтобы узнать о ситуации на Памире. Последнее время беседа во всех домах была похожей. За пиалой душистого зеленого чая обсуждали события, которые потрясли мирный городок.

 

 

 

Валентина Мамадсултанова, жительница города Хорог: «Кто виноват в этом, в рамках закона пускай отвечает. Есть компетентные органы, есть следователи, есть прокуратура. Пускай они разбираются». Все началось 21 июля. На обратном пути из служебной командировки на въезде в город Хорог был убит начальник Управления Госкомитета Национальной Безопасности по Горно-Бадахшанской Автономной области генерал-майор Абдулло Назаров. Через несколько дней следствие установит, что в области действуют четыре вооруженных группировки. На счету у них десятки преступлений, в том числе бандитизм, убийства, массовые беспорядки, контрабанда и незаконный оборот табака, вооруженное сопротивление государственным органам, уклонение от уплаты налогов. Требования правительственной комиссии о сдаче оружия вооруженные группировки игнорировали, более того, они начали вооруженное противостояние. И уже 24 июля силовые структуры развернули спецоперацию.

 

Кодири Косим, председатель Горно-Бадахшанской Автономной области: «Спецоперация велась только на территории Хорога. В других городах и районах области все было спокойно. Уже подсчитан ущерб, который нанесен народному хозяйству. Это один миллион 200 тысяч сомони. По поручению президента, правительство выделило нам эту сумму, и мы ее распределили между пострадавшим хозяйствами». Каждый день с Хорога приходила разная информация. То затишье, то вновь митинг. На днях после известия о гибели в собственном доме неформального лидера региона Имомназара Имомназарова, тысячи жителей собрались на площади. Самым главным желание у всех только одно - достижение мира. Местная жительница: «Народ Бадахшана законопослушный. И мы никогда не хотели против власти воевать или против кого-то. Я думаю, что это было какое-то недоразумение или это была третья сила». В сухих цифрах отразилась трагедия целого города. По официальным данным, в ходе спецоперации задержаны 40 членов бандформирований, из них 8 являются гражданами Афганистана. Уничтожено 30 активных членов преступных группировок. Есть потери и среди правительственных сил. Убиты 12 сотрудников правоохранительных органов, 23 были ранены. Сейчас о недавней перестрелке уже ничего не напоминает. Волна митингов закончилась.

 

Иброимбек Гозибеков, председатель города Хорог: «В настоящее время все нормализовалось в городе Хороге, и все социально-экономическое развитие вошло в русло. Народ живет спокойно, как жили прежде». Все, как и прежде, пожалуй, кроме одного. Местные жители, в основном молодежь, сдают оружие. В профилактическую работу вовлечены не только правоохранительные органы, но и представители духовенства, женщины и даже пенсионеры. Каждый день молодые люди несут пистолеты, автоматы, снаряды к минометам и даже обмундирование. Всего этого хватит на целую армию. Добровольцев при условии, что они не совершали преступлений, обещают освободить от уголовной ответственности.

 

Тоджиддин Назришоев, начальник управления внутренних дел Хорога: «Сдано более 250 единиц оружия за вчера, гранаты, снаряды. Все группировки сдают оружие». Хорог расположен дне краю глубокого ущелья, на высоте более двух тысяч метров. Сейчас городок уже ожил. Также как и до злополучного июля, по улицам прогуливаются молодые мамы с колясками, дети и пенсионеры, люди вышли на работу.

 

Бибиноз Мирзоева, мастер: «Большой спрос не только у нас в Таджикистане, но и во всем мире на эти бадахшанские джурабы. Вяжем их из чистой козьей шерсти». Бибиноз вновь собрала учениц в своем небольшом домашнем цеху. Она обучает девушек из малоимущих семей, шить, ткать, вязать. Они сделали своими руками тюбетейки, бусы из памирских полудрагоценных камней и те самые знаменитые джурабы - национальные шерстяные носки. Все это пойдет на продажу.

 

Бибиноз Мирзоева, мастер: «Также вяжут они и современные изделия. Сейчас очень популярны шали. Они вяжут, и продаем». Главные покупатели, конечно же, туристы. Они вновь потянулись в город. Велосипедистов из России даже прошедшая спецоперация не заставила сменить маршрут. По горным склонам, через целебные источники да мимо древних крепостей. Они знакомятся с культурой Бадахшана.

 

Алексей Дешеревский, турист: «Везде абсолютно мирная жизнь. Люди настроены совершенно позитивно, готовы поделиться всем, чем могут. Порой нам неудобно, что нечем ответить, взамен что-то предложить».

 

Сергей Донсков, турист: «Очень красивые есть места, достопримечательности очень древние. Крепости, горячие источники, захоронения древнейшие. В России таких мест нет». Этот рынок тоже можно включить в число туристических мест. Восточный базар расположен прямо между гор. Вот мужчина в афганской одежде торгует коврами ручной работы, напротив молодой человек предлагает приобрести таджикские национальные сладости. Рынок - приграничный. До погранпостов, что называется, рукой подать. На бойкой торговле спецоперация никак не отразилась, в один голос уверяют таджикские и афганские предприниматели.

 

Мусо Мирзоев, первый заместитель председателя Ишкашимского района: «Рынок не приостанавливал свою работу. Мы работаем в прежнем режиме. Более того, мы сейчас готовимся объявить этот базар свободной экономической зоной. Это будет очень выгодно предпринимателям двух стран». Восточные сладости, ювелирные изделия, одежда и даже ковры. Здесь можно купить все, что угодно. Цены, действительно, более чем доступные. Серебряное колечко от афганских мастеров стоит всего два-три доллара. Колье с бирюзой, обрамленной тем же драгоценным металлом, уже подороже - 25 долларов. Джумахон раз в неделю приезжает на эту сторону реки Пяндж. Он привозит национальную афганскую одежду, которая, скорее всего, товар для туристов.

 

Джумахон Азизшо, предприниматель из Афганистана: «У меня всегда много покупателей. Ведь всем хочется иметь у себя что-то неординарное из Афганистана. Число покупателей не уменьшилось за последнее время. Я даже не слышал ничего о стрельбе и военных действиях». Вместо рокота огневой стрельбы, сейчас раздаются звуки национальных инструментов. В Хороге вновь играют свадьбы. Здесь, как и прежде, танцуют, поют и поздравляют новобрачных.

 

Халима Хушкадамова, журналист: «Сама свадьба говорит о том, что жизнь в моем родной городе Хороге налаживается. Народ объединится вокруг президента, самого миролюбивого политика. Я уверена, что тех, кто создал нервозную обстановку в городе, наш президент накажет». Самый популярный тост во время застолья - пожелание спокойствия и безопасности в этом небольшом зеленом городке, который словно примостился на отвесных скальных террасах.